понедельник, 24 сентября 2012
Разговоры о женских образах в литературе лично у меня зачастую вызывают одну картинку. Перед нами длинная довольно крутая лестница, ведущая к двери. По этой лестнице бежит вверх множество мужчин, женщин, детей, животных, роботов, инопланетян, в общем, всех и вся. Кто-то спотыкается, кто-то добирается до двери, проходит в нее и там его встречают с распростертыми объятиями.
На лавочке рядом с лестницей сидит группа товарищей и рассуждает, может ли героиня-женщина (да-да, по лестнице бегают персонажи книг) добраться до двери. Может. для этого ее надо переодеть в мужскую одежду? Или наоборот, сделать такой воздушной и женственной? Или ее судьба - быть лишь фоном? При этом ясно видно, что по лестнице в общей толпе бежит достаточно женщин, причем и в платьях, и в мундирах, и в лохмотьях. и в роскошных одеяниях. И хватает тех, кто прошли в эту дверь. Но критики продолжают свой спор.
читать дальшеК чему я это? Попалась в тигровые лапы ссылка на эссе Елены Хаецкой. Должен сказать, очень многое там мне понравилось. Но, по закону подлости. то самое первое, которое попалось на глаза, вызвало желание поспорить. Ссылка вот - читать дальшеkrupaspb.ru/forum/index.php?topic=46.msg13953#m...
Особое тигровое несогласие вызвали два момента.
Женщина всегда будет так или иначе восприниматься как объект, по крайней мере, нетолерантными мужскими сексистами с большим двуручным мечом на шее. Она всегда, просто по физическим данным, будет слабее героя-мужчины. Всегда будет хитрее. Всегда ловчее протиснется в форточку или наврет. Всегда зайдет дальше, если уж решит пойти до конца. Ну просто так – естественно. Переломить это – неестественно. Неестественность в тексте будет особенно заметна. (Даже если «в жизни был такой случай...» - литература-то – не жизнь!)
Скажу честно, обидно стало и за женщин, и за мужчин, и за фэнтези в целом. Бог с ними, с физическими данными, но что, честность дамам не положена? (Бедная-бедная Рыска у Громыко, честная от и до на фоне своих спутников. Видимо, совсем не женственная). И мужчина не может стоять за свои убеждения до конца, а женщина - свернуть с дороги, испугавшись или решив, что неправа.
И наконец, что, нетолерантный сексист у нас - обязательная часть фэнтези? А может, мне хочется мир, где разделение субъект-объект идет вовсе не по полу, или там вообще разумных как объекты не воспринимают. Или у нас суровый матриархат, и грубые циничные сексистки с двуручными мечами смеются над попытками ловкого и отважного, хотя и хитроватого юноши завоевать достойное место в мире.
И второе: И с чем мы сталкиваемся в первую очередь?
С тем, что в фэнтезийном/условно-средневековом мире у женщины очень мало занятий. Часто спрашивают: почему на полевых ролевых играх так много кросс-пола (т.е. девушек, отыгрывающих мужские роли)? Да потому, что быть женщиной на такой игре – неинтересно.
В реальной жизни средневековая дама, хозяйка замка, имела много занятий. Она следила за хозяйством, вершила судьбы зависимых от нее людей, посещала мессу, выезжала на охоту, интриговала, слушала менестрелей. Часто она была грамотна, да и рукоделие, о котором с таким презрением отзываются любительницы активного действия, - довольно интересное занятие. Рукодельницы подтвердят.
Но на игре, да и в романе это отразить довольно трудно. Потому что все это не является сюжетом.
Чтобы полноценно принять участие в сюжете, девочке приходится переодеваться мальчиком. Как в «Черной стреле». Но, следуя хотя бы минимальной правде жизни, следует признать: знатная девушка – всегда важная карта в большом пасьянсе, который раскладывают взрослые дяди. Поэтому даже переодетая мальчиком девочка остается в большой степени функцией. От мастерства писателя зависит – насколько он сумеет снабдить функцию характером.
На большинстве полевок - да, роль хозяйки замка явно проигрывает роли приключенца, будь то менестрель, воин или кто угодно. Разве что хозяйка замка есть капитан команды, и она рассылает подвластных ей искателей приключений куда-нибудь. А в книге-то почему это не сюжет? Особенно в фэнтези, где на все это могут накладываться разные магические интересности.
А если для полноценной фэнтези обязателен приход Великого Черного Зла, то тут, может быть, и переодеваться не придется. Бывают такие ситуации, когда за оружие (магию, лекарское дело) берутся все.
Ну и далее - да, в пасьянсах некоторых дядей и девочки, и мальчики являются функцией. Но с какого перепугу это отношение автоматически должен перенимать читатель? Почему участие героини в матримониальных комбинациях априори делает ее объектом. В "Проклятии Шалиона" есть дивнейший момент, когда Исель выбирает себе жениха, причем руководствуясь именно политикой. Любовь у сложившейся пары оказалась вишенкой на тортике, изначально были чисто государственные соображения. И что, это сделало Исель функцией?
Вообще, мое большое ИМХО: чтобы женский образ не воспринимался как объект, нужно в первую голову не воспринимать его объектом.
@темы:
литература
just_war Проблема в том, что такое фэнтэзи уже больше смахивает на любовный роман, ибо точка приложения душевных качеств у бабс - не какая-нибудь великая идея, а как правило, конкретные личности.
Честно, не согласен. Вернее, тут такая замечательная штука - святая уверенность, увы, многих и многих, что у женщины априори не может быть других идей и приложений сил личности, кроме как чисто любовных. При этом если герой и любит кого-то, и ради нее тащится в квест, но в то же время у него хватает других направлений для душевных сил, все в порядке. Но если женщина, помимо любви, еще чем-то занята, она уже как бы не женщина. Та же ученый из вашего примера может любить безвременно умершего мужа, воспитывать сына-школьника, т.е. ей не обязательно быть сухарь-сухарем. И сюжет может быть не только про науку с открытиями, но и про отношения матери и сына.
Вообще, ИМХО, главная проблема в том, что персонаж женского гендера воспринимается обычно очень криво. Это не начальник тыла. это кисо на подушечке с рукоделием. Да, сии существа с трудом встраиваются хоть куда-то, помимо любовного романа. Потому что у них никакой ответственности, никаких решений она не принимает. Но это отнюдь не основная женская роль, так же как, пардон, жиголо какой-нибудь, не основная роль мужчины.
La Hudra Понимаешь, меня смущает идея, что фэнтези мир обязательно условно-средневековый с четким разделением на мужские и женские занятия. Он разный может быть. Да и будем честными, а что, мужские персонажи не штампованно-ходульные? Да, не у всех и не везде, но у тех авторов, у кого мужчины "живые", у того и женщины обычно, как минимум, неплохи.
А насчет непонимания авторами образа хозяйки замка и нежелания напрягать мозги - увы, ППКС. Только вот сказанное в эссе, ИМХО, не панацея. Потому что миленькие-хитренькие или внешне хрупкая девушка, а на самом деле грозная магесса/оборотень/жрица - это тоже может стать штампом. Без приложения мозга много что штампованным получается.
Morrigan33 Что меня особо удивляет, почему-то не замечают, что этот самый супер-пупер-крутой мечник зачастую такая функция, куда там "девушке у окошка". Он тупо чапает из пункта А в пункт Б, по дороге рубя монстров. И живого там - ноль без палочки. Но почему-то никто не поднимает хай: "Ах, мужские персонажи - функция, непонятно что с ними делать - если пропишем тонкую душевную организацию, будет глупо и пошло (суровый воин, заливающийся слезами над сотым зарубленным орком), если нет, то перед нами агрегат для рубки монстров, и все!"
Главное ведь характер: я люблю читать про разных людей, мужчин и женщин, глупых и умных, вспыльчивых и спокойных, хитрых и простодушных)
ППКС. Это плохая ДнД-игра, где герой есть только и исключительно функция для приема урона на себя, нанесения урона, лечения партии или поиска ловушек/следов. Все остальное воспринимается как лишнее.
Тут выплыл еще один стереотип нынешней фэнтези: если не квадратно-гнездовое, то, значит, написанный девочками яой.
То есть джентльмены тоже пострадали.
большая цитата из классики
Читатели немедля углядели Слэшные Отношения между командиром и раненым бойцом - это фиг бы с ним, рядом лежало несколько таких текстов.
Но они обозвали это женской прозой и начали выливать туда ведра дисбилива - как же так, мужчин таких не бывает!
Ни сочувствующих, ни говорящих друг с другом, ни обнимающих ради поддержки, ничего такого...
Врачи-убийцы - не показательно, поскольку профессия врача в России является в подавляющем большинстве женской и неудивительно, что женщины там в авторитете и могут и о судьба поразмышлять. В киллерах возьми хотя бы одних гинекологинь, которые очень и очень круты и их крутость не оспаривается, а также Проня одна чего стоит. )) Даже тот же Самошкин и доктор Зло на их фоне не выпирают а всего лишь стоят в одном ряду. )))
А вот если бы это было сообщество летчиков или тех же мечников-реконструкторов?
жила на работе, а то и на трех, дабы его воспитать? Вот именно, что жила на работе - дабы воспитать ребенка, а не жила на работе ради самой работы. Ради ребенка. Есть конечно дамы, которые живут на работе ради работы, и вы, наверно, знаете примеры, но если их вспомнить, то не всегда положением этих дам хочется гордиться, увы.
Врачи-убийцы - не показательно, поскольку профессия врача в России является в подавляющем большинстве женской и неудивительно, что женщины там в авторитете и могут и о судьба поразмышлять. В киллерах возьми хотя бы одних гинекологинь, которые очень и очень круты и их крутость не оспаривается, а также Проня одна чего стоит. )) Даже тот же Самошкин и доктор Зло на их фоне не выпирают а всего лишь стоят в одном ряду. )))
А вот если бы это было сообщество летчиков или тех же мечников-реконструкторов?
Хм... ну, допустим, и фикрайтеры - тоже по большей части женское сообщество и не показательно, соглашусь. А ру_антирелиджен?
rus-aerobatics.ru/russia2012/rus_champ_yak52/wp...
Боюсь, что дело большей частью таки не в женском гендере, а в старательной трансляции стереотипов. и в том, что отдельно печалит - кто и зачем ее транслирует.
Миранда Элга, а история с малоизвестным рассказом Джека Лондона, выложенного как бы под авторством юной писательницы и сразу раскритикованного в стиле - "все надумано, бабы-авторши ничего не смыслят в мужских характерах"
Огненный Тигр, Честно, не согласен. Вернее, тут такая замечательная штука - святая уверенность, увы, многих и многих, что у женщины априори не может быть других идей и приложений сил личности, кроме как чисто любовных. При этом если герой и любит кого-то, и ради нее тащится в квест, но в то же время у него хватает других направлений для душевных сил, все в порядке. Но если женщина, помимо любви, еще чем-то занята, она уже как бы не женщина. Та же ученый из вашего примера может любить безвременно умершего мужа, воспитывать сына-школьника, т.е. ей не обязательно быть сухарь-сухарем. И сюжет может быть не только про науку с открытиями, но и про отношения матери и сына.
святая уверенность, увы, многих и многих, что у женщины априори не может быть других идей и приложений сил личности, кроме как чисто любовных.
Я бы сказал так - при наличии четкого разделения ролей на женские и мужские если это касается личных отношений, то женщина выступает в большей степени, как эгоист, манипулятор и потребитель каких-то ресурсов, а мужчина - как альтруист, ведомый и этих ресурсов поставщик, и наоборот, в том, что касается общественных дел, мужчины - это эгоисты, начальники, им надо завоевать всех и занять высшее положение в иерархии, а женщина - альтруист, она может подчиниться и согласиться на вторые роли, чтобы организовать, наладить контакты, обеспечить связи и взаимодействия.
То есть в любовном романе победитель, предполагается, женщина, а мужчина - объект, приз, а в приключенческом фэнтези победитель на основании формальных признаков - мужчина, а женщина - не более, чем верная спутница и поддержка, массовка хотя оба могли одинаково активно преследовать одну и ту же цель и оба ее добились, но разными способами.
В форумной, да и в любой хорошей текстовой - согласна, но они заметно ближе к книгам, чем полигонка, хотя бы потому, что в основной инструмент текстовых игр - очевидно, текст, и все средства выразительности там работают, как и в книгах
Сомневаюсь, что они чем-то хуже тех, которые на работе не живут.
Но летчица-то - всего одна на 16 мужиков.
Разве, это не доказывает, в таком случае, что женщинам с большим удовольствием отводится роль не активных участников, а оценивающих наблюдателей? ))) Или они с большим удовольствием берутся именно за нее?
Работать можно и ради работы) в таком случае не все ли равно, какого пола этот товарищ будет.
Сводится этот момент к тому, что женщине находят какой-то способ "не считаться". Из благих побуждений или каких-то еще, способ находят непременно.
Миранда Элга, да ясное дело, что они работают ради счастья работать и делать дело, но в итоге очень часто оказывается, что они всем помогали, всех продвигали, их ученики на должностях, а самим женщинам - пшик. Должность доцента в лучшем случае, в то время как ее ученик, с которым эта женщина возилась и буквально написала ему диссер - пожинает лавры и работает директором центра, который она же сама пробивала и практически и создала. Но вот когда все оформилось официально, директором назначили мужчину.
Очень удобно не замечать того, что есть под самым носом, например, собственную мать или коллегу по бизнесу.
Сводить фэнтези обязательно к усредненной дндшке начит крепко обеднять жанр. Сразу вспомнился "Малый типовой набор для создания произведений в жанре фэнтези".
А если выбивает себе признание - то сучка и стяжательница.
И даже если получает его, не добиваясь - то естественно идет молва, что через постель, не иначе.
ну и абсолютные чемпионы тоже ж не показатель. мужское ж дело)
вопрос в том, что интересней видеть...
но я оглядаю иллюстрацию и она печальна
ЗЫ: да, судьи там - практики. бывшие. очень хлопотное дело, понимаете ли)
Но судья - это несколько другое дело. Раньше было принято двум спорщикам выйти на дорогу и просить первого встречного, чтобы рассудил. Тут главное - незаинтересованность. Иногда мужику проще назначить судьей женщину, чем смириться с тем, что его будет судить какой-то другой конкретный мужик - бывший соперник.
Вот это да. И вообще... мне Кей вспоминается. У которого полно именно женских - и женственных - и очень сильных образов.
Попутно, кстати... вот задумался о своем-сейчас-пишущемся. Показать пока не могу, мы с соавтором пока пишем и правим, но пример вспомнился) Есть там персонаж - молодая женщина, совершенно не боец, Особый дар есть, но не у нее одной и от пола не зависящий. И тем не менее, считаем, что получилась очень даже деятельная и впечатляющая особа, причем без нее части целей вообще бы не достигли. Как личностных, так и рабочих.
Манипуляций за ней тоже не заметно. Разве что сия леди - знатный тролль, но это для ее страны характерно.)
Мужчина будет устраивать соревнование, и давить на гордость, а женщина - подбадривать и помогать и упирать на ответственность.