тварь, воспитанная книгами
Борьба критиков с неистребимой Мэрькой все чаще переходит в борьбу с акулами. Акул, т.е. герой умный, талантливый, симпатичный, регулярно объявляется невероятным созданием, плодом больной авторской фантазии. Хотя в нашей родной реальности существуют те, кого многие критики сгрызли бы за манчкинизм сразу.
Пример из жизни: латвийский парень, певец, лауреат (гран-при) "Пражского Звездопада". А еще и двухкратный чемпион Европы по дзюдо. Внешность вполне привлекательная. Что скажут автору, выведшему подобного героя?
Особенно сложно с тестами по отлову Мэри-Сью. Получить штрафной балл можно за любую характеристику персонажа. Аристократ - плохо (сюжет при этом не учитывается. Не важно, что автор пишет про высший свет, куда простолюдину не попасть. А если попадет, то это уже будет такая Мэрька...). Талант - плохо, умение сражаться/ходить по лесу/управлять кораблем - штраф.
Причем критики свои претензии не с потолка брали. Есть произведения, где герой или героиня буквально оскомину набивают своим "Я лучше всех!". Где книга или весь фик строится только вокруг всеобщего восхищения главгероем. Где он или она решает любые проблемы с полпинка, попутно успевая соблазнить всех вокруг. Но обжегшись на молоке, критики начинают дуть на воду.
Дело в том, что Мэри-Сью создается не талантами, не происхождением и даже не внешностью. Разница межд акулом и Мэри-Сью в отношении автора.
Можно вывести героя с необычной внешностью, например, с золотистыми глазами. Естественно, он или она будет вызывать массу любопытства, возможно, начнет комплексовать, возможно, привыкнет и будет гордиться отличием. И что?
Так ли страшно, что автор "посылает" в квест не зеленого новичка, а опытного рейнджера, который и по лесу умеет ходить, и и лука почи не промахивается? ИМХО, в такого героя верится даже больше, чем в серенькую мышку, которая выживает и действует чисто случайно, по великой удаче.
Мэри-Сью начинается там, где все остальные персонажи (а подразумевается, что и читатели) должны ей восхищаться. Нет, она даже не требует восхищения, она его получает большими ложками. Каждый шаг и каждый чих Мэрьки вызывает у остальных персонажей просто благоговение. Акул, при всех его талантах-способностях, может оставить равнодушным. Он есть, он что-то делает, и эти действия можно расценивать как тебе угодно. Мэрька же существует для любования, вокруг нее аршинными буквами прописано: ВОСХИЩАЙСЯ!
Ради Мэри-Сью прогибается мир и принижаются все остальные герои. Она не только и швец, и жнец, и на дуде игрец, так как она, никто никогда не сумеет ни пожать, ни сшить, а менестрели, услышав ее игру, сходу вешаются на ближайшем дубе. То есть герой не просто отличник по всем предметам - рядом с ним одни троечники. Естественно, им не остается ничего другого, как восхищаться несравненной Мэрькой.
И вот это оголтелое любование, попытка поставить одного персонажа на пьедестал, а остальных - на колени, ИМХО, и есть главное отличие Мэри-Сью. А не талант, необычная внешность или магические способности.
Пример из жизни: латвийский парень, певец, лауреат (гран-при) "Пражского Звездопада". А еще и двухкратный чемпион Европы по дзюдо. Внешность вполне привлекательная. Что скажут автору, выведшему подобного героя?
Особенно сложно с тестами по отлову Мэри-Сью. Получить штрафной балл можно за любую характеристику персонажа. Аристократ - плохо (сюжет при этом не учитывается. Не важно, что автор пишет про высший свет, куда простолюдину не попасть. А если попадет, то это уже будет такая Мэрька...). Талант - плохо, умение сражаться/ходить по лесу/управлять кораблем - штраф.
Причем критики свои претензии не с потолка брали. Есть произведения, где герой или героиня буквально оскомину набивают своим "Я лучше всех!". Где книга или весь фик строится только вокруг всеобщего восхищения главгероем. Где он или она решает любые проблемы с полпинка, попутно успевая соблазнить всех вокруг. Но обжегшись на молоке, критики начинают дуть на воду.
Дело в том, что Мэри-Сью создается не талантами, не происхождением и даже не внешностью. Разница межд акулом и Мэри-Сью в отношении автора.
Можно вывести героя с необычной внешностью, например, с золотистыми глазами. Естественно, он или она будет вызывать массу любопытства, возможно, начнет комплексовать, возможно, привыкнет и будет гордиться отличием. И что?
Так ли страшно, что автор "посылает" в квест не зеленого новичка, а опытного рейнджера, который и по лесу умеет ходить, и и лука почи не промахивается? ИМХО, в такого героя верится даже больше, чем в серенькую мышку, которая выживает и действует чисто случайно, по великой удаче.
Мэри-Сью начинается там, где все остальные персонажи (а подразумевается, что и читатели) должны ей восхищаться. Нет, она даже не требует восхищения, она его получает большими ложками. Каждый шаг и каждый чих Мэрьки вызывает у остальных персонажей просто благоговение. Акул, при всех его талантах-способностях, может оставить равнодушным. Он есть, он что-то делает, и эти действия можно расценивать как тебе угодно. Мэрька же существует для любования, вокруг нее аршинными буквами прописано: ВОСХИЩАЙСЯ!
Ради Мэри-Сью прогибается мир и принижаются все остальные герои. Она не только и швец, и жнец, и на дуде игрец, так как она, никто никогда не сумеет ни пожать, ни сшить, а менестрели, услышав ее игру, сходу вешаются на ближайшем дубе. То есть герой не просто отличник по всем предметам - рядом с ним одни троечники. Естественно, им не остается ничего другого, как восхищаться несравненной Мэрькой.
И вот это оголтелое любование, попытка поставить одного персонажа на пьедестал, а остальных - на колени, ИМХО, и есть главное отличие Мэри-Сью. А не талант, необычная внешность или магические способности.
Причем в этом она нередко пересекается с автором.
Gabriel-Larka Gonzalez А, вспомнил. Один раз попадалось в руки, но не пошло. К тому же, книга была далеко не первой, а я не люблю читать серии из середины.
Хочу добавить, что Мерисьюизм - сам по себе не является чем-то жутко запретным для писателей, в целом. Скорее это литературный прием, который, в зависимости от качественности исполнения и предрасположенности к нему зрителя, позволяет полнее передать идею самого произведения. За собой знаю такой момент, что герой книги, которому бонусы выдаются неадекватно его моральным и физическим затратам на получение, мне лично почти всегда неприятен, но знаю довольно много знакомых, кто воспринимает такого героя совершенно спокойно. Наиболее наглядные примеры таких "неприятных для меня" героев кроме Алвы - Это Алукард из аниме "Хеллсинг" и сэр Макс из книг Макса Фрая.
Грамотный писатель может очень качественно подвести базу под Мерисьюизм персонажа, но эта база, сама по себе не позволяет вывести персонаж из категории суперманчкинов, во что-то более приземленное.
Согласен, хотя в случае со обоснованными сверхсилами зачастую бывает так, что могущество персонажа компенсируется психологическими проблемами. Лучше всего на комикс-примерах видно; например, сила Сентри колоссальна, но именно потому он боится ее использовать по-настоящему. Или доктор Манхэттен - мощь огромна, уязвить нельзя, но довольно слабая личность.
Насчет Макса могу согласиться, а вот Алукард... Не уверен, как там было с потраченными усилиями. Вроде бы во всех мирах силы вампиров растут с возрастом и прилежанием самого вампира; так что то, что за шесть веков жизни он дорос до такого могущества, для меня вполне закономерно.
А я даже книг 8-10 осилил... Но там чем дальше в лес, тем страшнее жить... ))
UPD: Хотя нет, Сисси даже лучше подойдет.
Ну есть бонусы, которые именно выдаются вне зависимости от физических заслуг. В той же Кэртиане для этого надо родиться в определенной семье, и все. В мифологии герой нередко становился героем, потому что фактически являлся полубогом (Геракл и иже с ним). Если переводить это на нашу обычную жизнь, то какие физические или моральные усилия прикладывает человек, чтобы родиться в королевской семье? Или чтобы родиться вундеркиндом? Рождается, и все.
А что подразумевается под моральными заслугами? Поясни, пожалуйста.
Грамотный писатель может очень качественно подвести базу под Мерисьюизм персонажа, но эта база, сама по себе не позволяет вывести персонаж из категории суперманчкинов, во что-то более приземленное.
Знаешь, для описанных случаев манчкин - не самое удачное слово. ИМХО, к литературе оно вообще не очень подходит. Когда в примерно равной партии приключенцев ДнД кто-то резко становится круче всей партии, это да, вызвает серьезные вопросы. В литературе это... ну тот самый случай девочки, переброшенной в другой мир и моментально научившейся фехтовать, колдовать и еще сотне полезных вещей.
А если персонаж просто выше по уровню? Созданный по всем правилам, но уровня так 14-ого, когда партия - 4-ого. Для игры это бред, потому что разница по уровням в партии просто делает ее неинтересной. Для литературы взаимоотношения существ "разного уровня" может быть достаточно интересным ходом. Книга все-таки чуть болше, чем путь прокачки персонажа (ДнД тоже чуть больше, чем кач и боевки, но это уже оффтоп). Для примера: Воланд откровенно могущественнее практически всех сталкивающихся с ним героев. Манчкин ли он?
V-Z Насчет Макса могу согласиться, а вот Алукард... Не уверен, как там было с потраченными усилиями.
Для меня и Макс -не мэрисью. Во-первых, он вроде как был создан, и Джуффин в него очень много вложил. Во-вторых, на фоне своих товарищей он не выглядит крутым - тот же Кеттарийский Лис или Шурф Лонли-Локли воспринимаются как более могущественные существа. В-третьих, ИМХО, в мире Ехо способности - далеко не главное.
Чуток повторюсь:Мне не кажется, что Мэри Сью - это сплошь, игрушка для слабых авторов. Грамотный писатель может очень качественно подвести базу под Мерисьюизм персонажа, но эта база, сама по себе не позволяет вывести персонаж из категории суперманчкинов, во что-то более приземленное.
Да, Алукард - это древний вампир, что обязывает его быть крутым, и, в рамках мира, его крутость обоснованна, но изначальный персонаж, Дракула (литературный, а не исторический, разумеется
Да, Алву всячески прикрывает Кэртиана, и его живучесть обоснована автором, но всех стоящих неприятностей в его жизни, что любимая кинула, да и некоторые люди не так косятся (стандартный набор почти каждого в этой теме, я полагаю).
Да, Макса для Ехо придумали специально и его товарищи не менее круты, но факт, что жил он себе жил обычной жизнью, а потом, ничего не сделав, ничего не отдав за силу, стал играть с миром в поддавки.
Огненный Тигр А что подразумевается под моральными заслугами? Поясни, пожалуйста.
Если брать мифологию, то задолбаешься искать героя, который родился, всех победил, толком без переживаний, а потом история кончилась.
Пожалуй, самый наглядный пример для меня - сравнение двух максимально близких историй: "Хеллсинг" и "Гангрейв" (я про аниме, ибо мангу не читал).
Алукард и Грейв очень похожи в первых сериях аниме. Немеренная крутость, устойчивость к повреждениям, и вообще регенерация, но дальше картина меняется.
Алукард продолжает показывать крутость и дальше: враг крут, дал мне по морде, ломаю печать и даю по морде врагу. Последовательность действий повторить n раз до полного закрепления.
А про крутого Грейва история забывает до финальных серий и начинает показывать молодого талантливого паренька, который постепенно идет к немеренной крутости. К финалу истории паренек становится полубогом, но вот поменяться с ним местами захочется только закоренелому мазохисту, ибо досталось мальчику в жизни совершенно адекватно умениям.
Я допускаю, что детство Алукарда - тож не "молочные реки и кисельные берега", но в истории детства нет, значит, здравствуй Мэри.
Пойти, что ли, "Лейну" пресловутую почитать? Оно, конечно, глупо до противности - но по сравнению с вечными поисками Мэри-Сью почти тянет на почти умное...
Прошу прощения, что не могу пока развернуто ответить из-за недостатка времени. Появлюсь завтра, а пока, может мне кто-нибудь скажет, откуда у Алвы кровотечение? Из какого места, хех?
+1
По-моему, вы все-таки видите в произведениях немного не то, что в них вкладывают авторы и что в них видят другие потребители
Макс Фрай создал мир мечты для одного человека. Да, в какой-то мере присутствует игра с образом Мэри-Сью.
Алукард, во-первых, принадлежит к абсолютно другой традиции, в которой сверхъестественно крутые герои воспринимаются несколько иначе, чем в литературе. Во-вторых, он не просто очень древний вампир - он уже давно утратил все человеческое. Собственно, нам предлагают понаблюдать за приключениями стихии в человеческой форме.
Рокэ Алва - вполне себе реалистичный акул, которому можно подобрать немало аналогов в истории. Мне лично на ум сразу приходит основатель секты буддизма Ничирэн, реально жизнеописание которого можно объяснить как вмешательством Высших сил (если вы буддист), так и невероятным везением пополам с непоколебимой уверенностью в силу своей веры (если вам обязательно нужно реалистичное объяснение).
Мне лично на ум сразу приходит основатель секты буддизма Ничирэн,
*с любопытством* А можно подробнее - что за жизнь у него была?