тварь, воспитанная книгами
Обещанный пост, навеян частыми утверждениями, что, дескать, женщина не может адекватно писать про мужчин, ибо она их не понимает (наоборот встречается реже).
Сразу подчеркиваю: сии размышления не относятся к слэш-фикам стиля ПВП. Чтобы адекватно писать такое, надо почитать соответствующую литературу (научную, дабы не путаться с длиной и прочими параметрами). Понимание в таких вещах нужно очень средне.
Насчет всего остального: не верю я в такие утверждения. И у меня на этопять причин несколько возражений.
1. Да, мужчины и женщины разные. Но насколько? Не верю, что чувства, логика итд так разительно отличаются, что их просто невозможно понять. Тогда получается, что нельзя писать о человеке другой культуры, идеологии, веры - тоже различий хватает. (Про иные расы типа эльфов и пр. вообще лучше молчать). Кстати, не уверен, что мужчина и женщина одной культуры дальше друг от друга, чем двое мужчин разных культур. Да, чтобы писать про героя не своего пола (национальности, расы, культуры, возраста, темперамента), надо напрягать воображение сильнее. Ну так его в любом случае напрягать придется.
2. Хорошо, женщина сама по себе мужчину понять не может. Но живет-то она не в монастыре, и оных представителей мужского пола каждый день наблюдает как минимум в собственной семье. Что мешает перед написанием эти странные таинственные объекты поизучать? И писать героя не с себя, а с брата/отца/мужа/коллеги по работе. В конце концов, привлечь сей объект редактором написанного.
3. Есть книги о мужчинах, написанные мужчинами. Тоже объект для изучения. Причем для этого изучения не нужно лупу и микроскоп. Если человек читает, он наверняка задумывается, почему данный герой поступил так, а не по-другому. (Вариант: чукча - не читатель, чукча - писатель не рассматривается).
4. Литература - не четкое отражение реальности. В любом случае автор пропускает мир через себя. Да, мужчины у автора-женщины - это отражение ее представления о мужчинах. Но и женщины - это ее представление о женщинах. И еще вопрос, кого сложнее оценить верно: тех, на кого смотришь со стороны или тех, к кому принадлежишь.
Так что беда чрезмерно слащавого фика с героями, которые типа крутые парни, воины и вообще злодеи приличные, а получаются милыми мальчиками не в том, что автор - девочка, а в том, что автор не задумывался, как эти герои должны жить и чувствовать. Взял две красивые картинки и все.
Сразу подчеркиваю: сии размышления не относятся к слэш-фикам стиля ПВП. Чтобы адекватно писать такое, надо почитать соответствующую литературу (научную, дабы не путаться с длиной и прочими параметрами). Понимание в таких вещах нужно очень средне.
Насчет всего остального: не верю я в такие утверждения. И у меня на это
1. Да, мужчины и женщины разные. Но насколько? Не верю, что чувства, логика итд так разительно отличаются, что их просто невозможно понять. Тогда получается, что нельзя писать о человеке другой культуры, идеологии, веры - тоже различий хватает. (Про иные расы типа эльфов и пр. вообще лучше молчать). Кстати, не уверен, что мужчина и женщина одной культуры дальше друг от друга, чем двое мужчин разных культур. Да, чтобы писать про героя не своего пола (национальности, расы, культуры, возраста, темперамента), надо напрягать воображение сильнее. Ну так его в любом случае напрягать придется.
2. Хорошо, женщина сама по себе мужчину понять не может. Но живет-то она не в монастыре, и оных представителей мужского пола каждый день наблюдает как минимум в собственной семье. Что мешает перед написанием эти странные таинственные объекты поизучать? И писать героя не с себя, а с брата/отца/мужа/коллеги по работе. В конце концов, привлечь сей объект редактором написанного.
3. Есть книги о мужчинах, написанные мужчинами. Тоже объект для изучения. Причем для этого изучения не нужно лупу и микроскоп. Если человек читает, он наверняка задумывается, почему данный герой поступил так, а не по-другому. (Вариант: чукча - не читатель, чукча - писатель не рассматривается).
4. Литература - не четкое отражение реальности. В любом случае автор пропускает мир через себя. Да, мужчины у автора-женщины - это отражение ее представления о мужчинах. Но и женщины - это ее представление о женщинах. И еще вопрос, кого сложнее оценить верно: тех, на кого смотришь со стороны или тех, к кому принадлежишь.
Так что беда чрезмерно слащавого фика с героями, которые типа крутые парни, воины и вообще злодеи приличные, а получаются милыми мальчиками не в том, что автор - девочка, а в том, что автор не задумывался, как эти герои должны жить и чувствовать. Взял две красивые картинки и все.
А про неспособность качественно писать о другом поле - почитайте Л.Н. Толстого. И попробуйте сказать, что его женщины неестественны, надуманы и т.п. Язык не повернется, надеюсь. И мистер Рочестер тоже не кажется фантиком с красивой надписью - типовая мечта барышни за -дцать. Хотя, писала женщина. Причем, в отличие от Жорж Санд (которой не менее низкий поклон), не выдававшая себя за мужчину.
Ну а с другой стороны - нужно же людям куда-то выливать девчоночьи грезы, "розовые бантики" и комплексы (куда ж мы без них), если есть такая потребность. Тогда лучше сразу оговорить жанр - дамский роман без претензий на шедевр. И вывесить предупреждение: "Кому не любо - пусть не читает". Но тогда и круг читателей у данного опуса будет соответствующий.
"Не стоит сразу говорить человеку, что он дурак. Может, он просто зашел к тебе чаю выпить".
Просто обидно, когда о женской литературе судят по неудачным фанфикам.
Мне вот интересен феномен, который сейчас почему-то жутко популярен на дайриках: девушки пишут о себе, как о мужчинах... Хотя казалось бы, времена изменились и нет такой уж сильной дискриминации по половому признаку. Причем я не имею в виду случаи, когда это продиктовано действительно восприятием себя, как мужчины (танс, нацменшиство и т.п.). Маскарад, маскарад... Где-то эпатажный, где-то наивный... Комплексы?... Желание дополнительной оригинальности?...
Что думаете?
Не думаю, что это идет от комплексов, не вижу, чем мужской пол в данном случае помогает. Оригинальность - это ближе. А еще немного моды, если так делает подруга, буду писать в мужском роде и я.
Хотя, мужских черт в характере немало. Возможно, сказывается детство - я была единственной девчонкой во дворе и радостно учавствовала в "мужских" забавах.
Если ты не против, буду звать тебя Тигра. Так - душевнее, на мой взгляд. Но выбор - за тобой.
Вот именно про моду я и говорю. ))) Когда на 10 дневников приходится 8. Просто я не уверена, что это все еще оригинально... В таком-то количестве...
Впрочем, каждому - свое. И уж точно только тебе решать, каким будет твой дневник. За сим данную тему (исключительно мой вопрос, а не тему в целом) закрываем.
Мне нравится анимированная аватарка черноволосого типа. Из какого он аниме?
Ja ne! как говорит моя знакомая...
Вот в этом мне кажется фундамент такого мнения, а не в прописи поведения другого пола...
Хорус Спасибо за ИМХО. Очень интересно. В какой-то мере соглашусь - есть такой факт, что женщина делает больший упор на психологию и диалоги, а не экшен.
С чего бы это?
Писатель практически всегда пишет... как писатель. А уж про то, как сражаются или как рожают - от книги и героя зависит.
Во многих случаях определить пол автора - задача не из легких. Есть, в конце концов, Жорж Санд, Дж. Типтри-младший и Макс Фрай... или, скажем, я лично видела в дискуссиях изумленные вопросы: "а что, Буджолд - женщина? а Гудкайнд - мужчина? Не может быть!"
И всё же это моё ИМХО. Или я такой чуствительный к стилю написания(этот вариант мне нравится больше 8) )
Меня давно и плотно интересует вопрос гендерных различий. Пытаюсь разобраться, какие из наших черт обусловлены физиологией, а что привнесено культурой и воспитанием. Поделюсь некоторыми своими соображениями.
Различия бесспорно существуют, и их нельзя не учитывать. Частично эти различия обусловлены физиологией, но в значительно большей степени – культурой. Действительно, у двух мужчин принадлежащих к разным культурам найдется куда больше различий в поведении и мотивации, чем у разнополых представителей одной культуры.
Если же говорить о различиях более широко, в культурном контексте, то я считаю, что человека другой культуры не только возможно но и крайне необходимо стараться понять. Невозможно адекватно оценить поступки человека другой культуры основываясь на опыте и принципах своей. И чаще это бывает проще, чем может показаться на первый взгляд. Ведь, в первую очередь, мы все люди.
Опять же нельзя не упомянуть такие понятия как «широкий» и «узкий контекст». Любое художественные произведения, любые поступки реального человека мы воспринимаем не сами по себе, а в каком-либо культурном и социальном контексте. Этот контекст может быть широким или узким. Чтобы понять одно, достаточно принадлежать к виду Homo sapiens (и то не всегда
Для создания психологически достоверного произведения, автор должен отдавать себе отчет, при каких обстоятельствах герой поступит «как человек», а при каких – сообразно своей культурной принадлежности, социальному статусу, полу и т.д.
Также имеется еще одна очень тонкая субстанция. Неявное знание и мгновенные ассоциации. Их очень трудно вычленить и осознать, но они крайне важны, как для глубокого понимания других людей, так и для создания «живых» героев. Например, слово «снег» вызовет непохожие ассоциации у кубинца, немца и эскимоса, фразу «живот болит» мужчина и женщина могут интерпретировать по разному, а каждый владелец кошки знает, что «мяу» бывает разное.
Графоманы же редко задумываются о достоверности своих героев и воротят по принципу «шоб красиво» (вариант «круто»). Отсюда берутся и мальчики у которых, не только психология, но и физиология, по всем признакам, женская, и сексапильные красотки представляющие из себя смесь из любимой болонки и дружбана Васи.
Хорус, jetta-e
Пол автора можно определить в большинстве случаев, даже если этот самый пол скрывается. И дело даже не в выборе сюжетов или героев, хотя и этого часто хватает, а в тех самых «неявном знании и мгновенных ассоциациях» о которых я писал выше. Творчество вообще опасная штука, в том смысле, что зачастую заставляет автора показывать больше, чем он того желает.
Танука опять сказал все, что хотел сказать я, гы-гы
Добавлю только, что достоверность образа зависит от того, насколько человек подкован в психологии в целом. Я знаю и авторов-женщин, которые абсолютно не умеют создавать достоверные женские образы.
На вкус и цвет, как говорится... Мне "Война и мир" нравится, но я не буду с пеной у рта требовать, чтобы все от нее тащились... Зачем?
Кавабату Ясунари не читала, возможно, найду время - поищу.
А еще от того, собирается ли автор вообще заморачиваться психологией. Задумывается ли он, как мыслят и что чувствуют его герои.
tanuka Графоманы же редко задумываются о достоверности своих героев и воротят по принципу «шоб красиво» (вариант «круто»). Отсюда берутся и мальчики у которых, не только психология, но и физиология, по всем признакам, женская, и сексапильные красотки представляющие из себя смесь из любимой болонки и дружбана Васи.
+1
И многие другие любопытные зверьки.
Но прецеденты показывают обратное. Что разоблачить пол автора, пишущего под кросс-гендерным псевдонимом, без подсказки никому и в голову не приходит, если это. конечно, хороший автор.
Да, бывают прецеденты. Сам читал образцы абсолютно неженской прозы, написанные женщиной. Но это скорее исключения из правил.
Но прецеденты показывают обратное.
По поводу прецедентов позволю себе не согласится. К сожалению, вынужден оставить свое утверждение без доказательств. Примеры литературных мистификаций ровным счетом ничего не доказывают, а поднимать серьезные исследования по этому вопросу у меня, в данный момент, нет возможности.
Потому что проблемы, которые книга поднимает, и восприятие - они в первую очередь человеческие
Я всецело согласен с тем, что литература (шире – искусство) должно поднимать общечеловеческие проблемы. Добавлю, что любое по настоящему хорошее произведение многослойно, и верхний слой, в идеале, должен быть общедоступен. Очень не люблю искусство «для своих».
И "проницательность" в отношении того самого неявного знания запросто может вас обмануть.
Не претендую на роль эксперта. Мне случалось ошибаться. Впрочем, я никогда не занимался этим вопросом сколь либо серьезно.
Кстати, я тоже в эксперты не гожусь - долгое время считал Робин Хобб мужчиной.
Да, крючочки-зацепочки для выявления пола автора безусловно есть, но... не всегда очевидны и не всегда воспринимаются читателем правильно.
Хорошей литературе - быть. Причем каждый читатель сам расставит для себя приоритеты по авторам и книгам. Я, например, совсем не против сюрпризов. Приятно, когда "я такой умный - автора-мистификатора разгадал", но и "ух ты, а я-то думал!..." тоже здорово.
В какой-то мере соглашусь - есть такой факт, что женщина делает больший упор на психологию и диалоги, а не экшен.
Тут хочу поспорить. Женский и мужской способ писать отличается, но не этим. Взять вот одного из моих любимых классиков - Стендаля, и его книгу "Красное и черное" (да и не только). Уж он-то принадлежал к мужскому полу, это достоверно известно, а сколько внимания уделял внутреннему миру персонажей - женщине-писательнице и не угнаться!
Наверное, не в этом суть. Да, действительно, масса авторов по ходу чтения легко идентифицируется - мужчина или женщина. Но тут больше суть в эмпатии. В перевоплощении. В цепкости наблюдений тоже.
Уж не знаю, как мне удается писать о мужчинах - достоверно ли? Считаю себя 100%-ной женщиной, очень довольна своим полом, мужчин люблю - однако в женских коллективах автоматически принимаю роль лидера, вожака, просто в силу активности и энергичности характера. Несколько раз снилось, что я мужчина, вплоть до секса с женщиной (во сне-то!) - оцениваю как очень интересные сны, интересный опыт, хотелось бы даже наяву почувствовать, каково это - быть мужчиной - но только временно. Навсегда свой пол не поменяла бы. Просто я в душе экспериментатор.
Вполне возможно, что такие сны навеяны именно литературными попытками вжиться в персонажей-мужчин, смотреть на мир их глазами. Ведь тут вопрос не в том, как прописать мужчину идеального для себя и читательниц - а как прописать нормального, реального мужика, чтоб читателям сразу стало понятно, почему он ведет себя так, а не иначе, и что по-другому у него бы просто не получилось.
ИМХО, без достоверности книги не интересны.
Я не считаю пол автора сколь-нибудь важным для качества самой книги. Мне вот, например, иногда приятно почитать чисто женскую прозу, вроде полячки Катажины Грохоли - нежное, тонкое повествование, мужчина такого просто не подметит.
Пока не полезла скачивать книги в Нет была свято уверена, что автор - мужчина
Так что из меня Шерлок Холмс в купе с мисс Марпл точно не получится
А цикл про "Королеву солнца" был и остается моим любимым. При том, что мне в свое время жутко не хватало в первых книгах (а я могла одолжить только "Саргассы" и "Зачумленный корабль", тогда про Нет никто и не слышал) хоть завалященькой любовной линии. Вот вам и женская проза
Ведь тут вопрос не в том, как прописать мужчину идеального для себя и читательниц - а как прописать нормального, реального мужика, чтоб читателям сразу стало понятно, почему он ведет себя так, а не иначе, и что по-другому у него бы просто не получилось.
Идеализация далеко не всегда означает недостоверность. Это уже упоминал Клятый_Вомпэр говоря о Кавабата Ясунари. Конечно, если это не идеализация по принципу «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил…»
без достоверности книги не интересны.
Абсолютно верно!
Клятый_Вомпэр
Танука в этом действительно почти никогда не ошибается
Я смущен…
Я не считаю пол автора сколь-нибудь важным для качества самой книги.
В смысле качества – не важен, что же касается колорита – обычно, даже очень. Для меня женская проза – возможность увидеть мир немного под другим углом.