тварь, воспитанная книгами
Ещё одна серия от Людмилы и Александра Белаш, о которой хочется рассказать.
Завязка выглядит почти тривиально для футуристической фантастики - земля будущего (на самом деле уже другая планета, но так ли это важно?), киборгостроение развито настолько, что они стали почти как люди. А с лёгким хакерским вмешательством - не почти, есть программы, которые дают киборгу свободу воли.
Вопреки грозному названию, ждать агрессивных толп взбунтовавшихся роботов не стоит - таких киборгов немного, и людям они не враждебны. Они хотят жить свободными и делать то, что заложено в них ещё древними законами Азимова - помогать. Они верят, что в этом их миссия, что Бог создал двенадцатую расу (то-есть киборгов, прежние одиннадцать - это люди и десять крупных инопланетных рас) ради помощи такому слабому, так часто ошибающемуся Хомо Сапиенс. Увы, с точки зрения закона сбежавший киборг - это украденное хакером имущество. Да и методы помощи людям у освободившихся нередко идут вразрез с юридическими нормами.
Если же говорить, о чём этот роман, то в первую очередь - о взрослении. Не в плане набора силы и умений, тем более не в плане смирения со свинцовыми мерзостями жизни - в плане осознания ответственности. Понимания того, что самый быстрый путь - не всегда самый правильный, что иногда приходится не красиво побеждать, а логично договариваться. О том, как подростковое "жить быстро, бунтовать, умереть молодым" сменяется взрослым "сделать своё дело". С другой стороны, авторы с уважением относятся к тому, что делают их герои, даже если оно вроде бы ошибочно, вроде бы, как кажется в финале, было неправильно: не покажи семья Чары зубы, не рискни жертвовать собой и сражаться за свою свободу, услышали бы их? Они идут долгим и сложным путём, но не этот ли путь заставляет вторую сторону конфликта сделать шаг навстречу?
Моменты, которые хочется выделить особо. Во-первых, это книга о женской дружбе, о матери и дочерях. Чара и её приёмные дочери - Маска, Гильза, Дымка, Косичка и Лильен - хороший, живой образ сестринства. Не примитивный, не слащавый, без особого упора именно на женскость... и этим великолепный. Странная аналогия с "Маленькими женщинами" Луизы Олкотт. Несмотря на разницу во времени и образе жизни, девчонки-киборги поладили бы с сёстрами Марч, а Чара точно нашла бы, о чём поговорить с миссис Марч.
Второй цепляющий момент - здесь практически нет безнадёжных злодеев и гадов. Вот Доран - вроде бы воплощение всего пакостного, что есть в журналистике, но в то же время и он может сделать добро, организовать сбор денег на лечение тяжелобольного, причём с тем же бесспорным своим талантом. Хиллари Хармон - антагонист, но истинный учёный... и человек. Довольно важный и красивый стилистически фрагмент книги - "врезки" из местного сериала "Принц Мрака Ротриа". Несмотря на явно анимешные описания, почему-то у меня Принц Мрака сильно ассоциировался с Рыцарем Като в исполнении Кристофера Ли. Воплощение зла, мрачное, грозное... а есть ли у него шанс? Не погибнуть, когда придёт принц Мио (в здешнем варианте - светлые всадники), а без поражения, самому сделать что-то хорошее?
И третий момент, который хочется подчеркнуть. Ещё одна линия, выписанная с невероятной силой - культ Мертвого Туанца, он же Друг, и его Пророк Энрик. Так до конца и не ясно, что это - искуственно созданная церковь, маркетинговый проект со сладким красавчиком в виде рекламного образа, или же Энрик настоящий пророк, а погибший в очень паскудных условиях хороший инопланетный парень действительно стал божеством. Вроде бы культ фальшив, вроде бы ты буквально видишь изнанку этого, но тут же Энрик действует так, как должен действовать Пророк. Как будто бы Мёртвый Туанец и впрямь смотрит через него. И эта недосказанность лучше любых убеждений, и, дочитав, хочется написать мантру из книги: "Друг свят, а я чист". В конце концов, может, истовая вера в Друга и его Пророка и создала вместо фальши истину?
А помимо уже названного, есть множество моментов, смешных, прекрасных, страшных, болезненных от несправедливости или светло-пронзительных. Это очень живой мир, хоть и фантастический.
Завязка выглядит почти тривиально для футуристической фантастики - земля будущего (на самом деле уже другая планета, но так ли это важно?), киборгостроение развито настолько, что они стали почти как люди. А с лёгким хакерским вмешательством - не почти, есть программы, которые дают киборгу свободу воли.
Вопреки грозному названию, ждать агрессивных толп взбунтовавшихся роботов не стоит - таких киборгов немного, и людям они не враждебны. Они хотят жить свободными и делать то, что заложено в них ещё древними законами Азимова - помогать. Они верят, что в этом их миссия, что Бог создал двенадцатую расу (то-есть киборгов, прежние одиннадцать - это люди и десять крупных инопланетных рас) ради помощи такому слабому, так часто ошибающемуся Хомо Сапиенс. Увы, с точки зрения закона сбежавший киборг - это украденное хакером имущество. Да и методы помощи людям у освободившихся нередко идут вразрез с юридическими нормами.
Если же говорить, о чём этот роман, то в первую очередь - о взрослении. Не в плане набора силы и умений, тем более не в плане смирения со свинцовыми мерзостями жизни - в плане осознания ответственности. Понимания того, что самый быстрый путь - не всегда самый правильный, что иногда приходится не красиво побеждать, а логично договариваться. О том, как подростковое "жить быстро, бунтовать, умереть молодым" сменяется взрослым "сделать своё дело". С другой стороны, авторы с уважением относятся к тому, что делают их герои, даже если оно вроде бы ошибочно, вроде бы, как кажется в финале, было неправильно: не покажи семья Чары зубы, не рискни жертвовать собой и сражаться за свою свободу, услышали бы их? Они идут долгим и сложным путём, но не этот ли путь заставляет вторую сторону конфликта сделать шаг навстречу?
Моменты, которые хочется выделить особо. Во-первых, это книга о женской дружбе, о матери и дочерях. Чара и её приёмные дочери - Маска, Гильза, Дымка, Косичка и Лильен - хороший, живой образ сестринства. Не примитивный, не слащавый, без особого упора именно на женскость... и этим великолепный. Странная аналогия с "Маленькими женщинами" Луизы Олкотт. Несмотря на разницу во времени и образе жизни, девчонки-киборги поладили бы с сёстрами Марч, а Чара точно нашла бы, о чём поговорить с миссис Марч.
Второй цепляющий момент - здесь практически нет безнадёжных злодеев и гадов. Вот Доран - вроде бы воплощение всего пакостного, что есть в журналистике, но в то же время и он может сделать добро, организовать сбор денег на лечение тяжелобольного, причём с тем же бесспорным своим талантом. Хиллари Хармон - антагонист, но истинный учёный... и человек. Довольно важный и красивый стилистически фрагмент книги - "врезки" из местного сериала "Принц Мрака Ротриа". Несмотря на явно анимешные описания, почему-то у меня Принц Мрака сильно ассоциировался с Рыцарем Като в исполнении Кристофера Ли. Воплощение зла, мрачное, грозное... а есть ли у него шанс? Не погибнуть, когда придёт принц Мио (в здешнем варианте - светлые всадники), а без поражения, самому сделать что-то хорошее?
И третий момент, который хочется подчеркнуть. Ещё одна линия, выписанная с невероятной силой - культ Мертвого Туанца, он же Друг, и его Пророк Энрик. Так до конца и не ясно, что это - искуственно созданная церковь, маркетинговый проект со сладким красавчиком в виде рекламного образа, или же Энрик настоящий пророк, а погибший в очень паскудных условиях хороший инопланетный парень действительно стал божеством. Вроде бы культ фальшив, вроде бы ты буквально видишь изнанку этого, но тут же Энрик действует так, как должен действовать Пророк. Как будто бы Мёртвый Туанец и впрямь смотрит через него. И эта недосказанность лучше любых убеждений, и, дочитав, хочется написать мантру из книги: "Друг свят, а я чист". В конце концов, может, истовая вера в Друга и его Пророка и создала вместо фальши истину?
А помимо уже названного, есть множество моментов, смешных, прекрасных, страшных, болезненных от несправедливости или светло-пронзительных. Это очень живой мир, хоть и фантастический.
"Ты сказал слово, которое, родившись, стало правдой" (с)
Если помнишь классическую триаду Белашей, в которую веруют эйджи - ИКБ, Иисус-Кришна-Будда... я в свое время была потрясена, что они додумались до этого независимо от меня, от моих Радости, Любви и Постижения.
И в этом плане то, что делает Энрик и его адепты - в чистейшем виде служение ипостаси Радости. А служение истинному аспекту истинного бога не может быть ложным, если совершается от всего сердца. Что бы там про это ни думали создатели данной заманухи
Всё верно - и тем более интересно, если читатель говорит больше, чем думал автор.
И что удивительно - да, нечто от рыцаря Като в Принце Ротриа есть. Вкралось независимо от нас.
Можно взять в ЖЖ?
читатель говорит больше, чем думал автор.
Про религию?
Про женскую дружбу. Она сама между строк просочилась.
В начале семья Чары (и поведение её членов) "монтировались" как имитация, модель социального поведения, а проект условно назывался "О кукле, которая притворялась девочкой", но почти сразу что-то пошло не так, и куклы ожили.
А с религией всё более чем серьёзно, и хотя "Остров Грёз" не сложился в текст (это ооочень многофигурная композиция), становление Церкви Друга прорабатывалось весьма тщательно.
Даже ава есть, одним из читателей созданная -
Может, и хорошо, что само. Получилась такая замечательно естественная штука, даром что они - киборги, и это чувствуется, но... вслед за одним из героев хочется сказать: "Да и какая разница, что киборги, если девчонки клёвые?!"
За аватарку огромное спасибо.
К тому и стремились. Чтобы разные были, естественные и... киборги.
Понятно, что конечный итог один. Но тем не менее.
А вообще интереснее всего, по-моему, там наблюдать даже не за семьёй Чары, а за Хармоном: как он из воплощения прямо-таки вселенского зла превращается в человека, причём даже в симпатичного читателю человека.
В принципе любопытно наблюдать за героями в процессе, потому что они не статичны.
Там несколько линий, за которыми наблюдать интересно. И девочки Чары, и Хармон, и тот же Энрик, который для меня был огромной загадкой. Герои живые, герои меняются.
Точнее как: без разницы для Рыбака и тех, кто ему помогал - но не без разницы для Дорана. Доран как был мелким шакалом, так и остался - вот у кого динамики практически нет. Хотя, конечно, когда Этикет как следует накрутил ему хвост - Доран превратился в очень испуганного и куда менее опасного шакала, но это, так сказать, чисто косметические правки.
Лично мне ещё Гаст был весьма симпатичен. Селена - да, правильно про неё Доран сказал: "Миленькая, но никакая".
Ну и кто там безусловно шикарен - Этикет.
А, и кстати. Стихи не мои - но весьма рекомендую. Цикл как раз по "Войне Кукол".
Этикет - да, шикарен.
А за стихи огромное спасибо.
А вот Доран, который - по факту-то - "войну кукол" и спровоцировал, сам, в одно жало... Поневоле задумаешься, кто там на самом деле Принц Мрака!
Как показал его прообраз, дораны могут и меняться. Не полностью - иначе бы им веры в ноль не было. Но заметно, и даже в хорошую сторону.
А Доран - говоритель ртом. Эмбер в своей профессии тоже талантлива, песенку про куколку исполняла только в путь (и как же она потом от куколки найденной шарахнулась!). Только рядом с протагонистами и бывшим антагонистом Хармоном они теряются. Потому что мелкие. Пакостные, но мелкие.
А вот Доран типа всерьёз, типа смелый журналист, который вскрывает тайные язвы и всё такое. На одной Эмбер "война кукол" бы не взлетела. А вот на одном Доране - вполне, даже если бы Эмбер не подвякивала.
Так-то маленьких Принцев (да и Принцесс, если на то пошло) - на каждом шагу, увы...
А Хиллари - да, прекрасен в своей иронии. Поначалу, особенно, когда смотришь с точки зрения семьи Чары, настолько обаятельного и симпатичного персонажа абсолютно никак не ждёшь.
А вот удачно совмещает.
Делец он потому, что вырос в Сэнтрал-сити, и сознательно двигался к успеху - как артист, причём работающий вживую на публике.
Пророками не рождаются - Энрик им стал через своего рода "шаманское посвящение" (см. Пушкина, "Пророк") на острове Грёз и затем, поймав волну, развивал этот дар.