тварь, воспитанная книгами
Один маленький факт, вызвавший долгие раздумья. В Таганроге есть интересная мемориальная табличка "В этом доме в такие-то годы жил инспектор гимназии А. Ф. Дьяконов - один из прототипов Беликова". Первый возникший у Тигра вопрос был даже не "Ну и зачем так человека ославили? Слово гения, конечно, словом гения, но на дом графа Воронцова пушкинскую эпиграмму никто прилепить не догадался." Кстати говоря, Дьяконов, по воспоминаниям современников, хотя действительно ходил круглый год в калошах и с зонтиком, но на человека в футляре не особо похож. Был строгим и ревностным служакой, никогда не отказывал в помощи, а по завещанию (умер он холостяком) все свои деньги отдал гимназии.
Но самым первым вопросом было "А зачем акцентировать внимание на прототипе Беликова? Беликов сам по себе хорош."
Поиск прототипа может быть увлекательной литературной игрой. Может что-то добавить к восприятию персонажа. Но порою за деревьями не видят леса, а за прототипом (настоящим или возможным) - всего остального.
Тот же "Человек в футляре" - это нечто большее, чем пародия на конкретного инспектора гимназии, если даже допустить, что герой списан именно с Дьяконова. Хотя любовь к дисциплине из трусости "Как бы чего не вышло" и любовь к дисциплине, потому что при беспорядке намного труднее сеять разумное-доброе-вечное - разные вещи. И есть хороший шанс, что искатели прототипа зацепились за зонтик с калошами и не увидели всего остального.
Более того, авторы нередко пользуются методом незабвенной Агафьи Тихоновны "к подбородку одного приставить нос другого, да добавить развязности от третьего". И даже не всегда делают это осознанно. Писатель живет не в вакууме, он запоминает какие-то яркие черты окружающих его людей, и вполне может потом наделять ими своих героев.
В современных спорах о прототипах есть особый нюанс: если искатели начинают подозревать, что герой списан с автора (как вариант, с авторского представления о мужчине/женщине своей мечты), на бедного творца обрушиваются как цунами. Герой или героиня умны, отважны, удачливы и в итоге получают заслуженную награду? Мэрисьююююю!!! Герой по сути своей обычный человек, заброшенный в водоворот пугающих и непонятных событий, который пол-книги мучается, не зная, как ему быть? Фи, автор вывалил на нас свои комплексы!
И на тему этих споров у меня примерно тот же вопрос: а какая разница, с кого списан персонаж? Можно искать в Майлзе Форкосигане черты самой Лоис Буджолд, можно их найти, но делает ли это сходство героя менее интересным? А если книга написана плохо, если приключения высосаны из пальца, а характер персонажа пляшет из стороны в сторону, поможет ли книге, что автор честно все из головы выдумал?
Но самым первым вопросом было "А зачем акцентировать внимание на прототипе Беликова? Беликов сам по себе хорош."
Поиск прототипа может быть увлекательной литературной игрой. Может что-то добавить к восприятию персонажа. Но порою за деревьями не видят леса, а за прототипом (настоящим или возможным) - всего остального.
Тот же "Человек в футляре" - это нечто большее, чем пародия на конкретного инспектора гимназии, если даже допустить, что герой списан именно с Дьяконова. Хотя любовь к дисциплине из трусости "Как бы чего не вышло" и любовь к дисциплине, потому что при беспорядке намного труднее сеять разумное-доброе-вечное - разные вещи. И есть хороший шанс, что искатели прототипа зацепились за зонтик с калошами и не увидели всего остального.
Более того, авторы нередко пользуются методом незабвенной Агафьи Тихоновны "к подбородку одного приставить нос другого, да добавить развязности от третьего". И даже не всегда делают это осознанно. Писатель живет не в вакууме, он запоминает какие-то яркие черты окружающих его людей, и вполне может потом наделять ими своих героев.
В современных спорах о прототипах есть особый нюанс: если искатели начинают подозревать, что герой списан с автора (как вариант, с авторского представления о мужчине/женщине своей мечты), на бедного творца обрушиваются как цунами. Герой или героиня умны, отважны, удачливы и в итоге получают заслуженную награду? Мэрисьююююю!!! Герой по сути своей обычный человек, заброшенный в водоворот пугающих и непонятных событий, который пол-книги мучается, не зная, как ему быть? Фи, автор вывалил на нас свои комплексы!
И на тему этих споров у меня примерно тот же вопрос: а какая разница, с кого списан персонаж? Можно искать в Майлзе Форкосигане черты самой Лоис Буджолд, можно их найти, но делает ли это сходство героя менее интересным? А если книга написана плохо, если приключения высосаны из пальца, а характер персонажа пляшет из стороны в сторону, поможет ли книге, что автор честно все из головы выдумал?
У меня есть предположение, что комплексы автора отражаются не в героях (мало ли кто из-за чего мучается в нашей жизни?), а в самом произведении: почему на тему Х человек решил написать именно юмористический, именно рассказ, именно с такой концовкой и мир именно так построил?
Ну назвать его симпатичным персонажем сложно. Хотя как туристический аттракцион и не такое можно повесить (хотя тогда весь Таганрог можно увешать, у Чехова большинство рассказов тесно связано с родным городом).
А что касается прототипов, разве мало людей. которые ценят литературу за "жизненность", под которой понимают обычно соответствие реалиям окружающего мира? И прототип в данном случае - как раз весомое подтверждение этой самой "жизненности".
Знаешь, а меня оценка литературы по жизненности всегда удивляла. Потому что на самом деле в жизни может случиться такое, что богатая фантазия автора нервно курит в уголке. Если не брать именно фэнтезевые какие-то реалии (эльфы, магия итд.), то почти всему в реальной человеческой истории можно подобрать прототип. И душещипательная история из какого-нибудь дамского романа тоже может оказаться жизненной.
Рута-ызарг Иногда книгу спасают узнаваемые типажи, если и этого нет - не очень хорошая книга получится.
Кстати, факт, иногда, если автор не извращается, а спокойно творит, опираясь на узнаваемые типажи (говоря умным языком, архетипы), получаетсялучше.
У меня есть предположение, что комплексы автора отражаются не в героях (мало ли кто из-за чего мучается в нашей жизни?), а в самом произведении: почему на тему Х человек решил написать именно юмористический, именно рассказ, именно с такой концовкой и мир именно так построил?
Конечно. Невозможно очистить творчество от личности автора, да и зачем это делать?
а меня оценка литературы по жизненности всегда удивляла. Потому что на самом деле в жизни может случиться такое, что богатая фантазия автора нервно курит в уголке. Меня тоже, но для многих это почему-то важно. Типа это не баловство, а взаправду.
А у Чехова очень уж плохих мало. У него все человечные, поэтому недостатки прощаешь.
Эрл Грей, Рута-ызарг "отражать", "учить" и чего-то еще, я забыл. , воспитывать молодёжь, показывать положительный пример и делать мир лучше и добрее
Причем искусство вполне может все это делать, ктобы спорил. Но как только эти цели становятся обязательными, тушите свет. Меня всегда ставит в тупик фраза "Если после прочтения книги ты не захотел стать лучше, значит, книга написана зря". Вот читаю я, к примеру, какую-нибудь забавную книгу, смеюсь, естественно, меньше всего думая о самосовершенствовании и исправлении. Но мне на душе становится легче. И это зря?
Напомнило один из рассказов Честертона, "Скандальное происшествие с отцом Брауном". Там герой, журналист, громил романтиков, которые разрушают семьи, учат женщин сбегать от степенных и солидных мужей с молодыми красавцами-поэтами, и так далее. А потом отец Браун ему сказал: "А ведь вы больший романтик, чем они. Вы увидели красивого мужчину, который бродит под окнами дамы, и решили, что он обязательно поэт. Но поэт необязательно должен быть красив. Вы увидели полноватого скучного господина и решили, что он должен быть почтенным буржуа и мужем дамы, хотя богатая и красивая невеста, естественно, выбрала себе в мужья молодого красавца. Вы даже не подумали, что поэт может оказаться полноватым и сварливым. И наконец, вы решили, что дама сбежала с поэтом по грешной и страстной любви, а на самом деле ей просто хотелось славы, хотелось оказаться в центре внимания и стать героиней романтической истории. Она и этот поэт намного более расчетливы, чем вы, громящий романтику."
Но Шинель кончается совсем не смертью Башмачкина. Шинель кончается карой генералу, который не помог пострадавшему человеку, хотя и мог, и должен был это сделать.
И кто неправ?
Более того, над историей про ружье народ, слушавший про сие, посмеялся. А "Шинель" оччень хорошо показывает, что бывает, когда смеются над вроде бы мелкой человеческой бедой.
Другое дело, что на вопрос "Какова возможность того, что выйдя на улицу вы встретие динозавра?" я отвечаю "Пятьдесят на пятьдесят". Соответственно, наличие в произведении динозавров, драконов и эльфов мне кажется вполне жизненным, главное, чтобы реакции персонажей на них и описанные ситуации не вызывали дисбелива.
Ну так ты не путаешь жизненность произведения с той жизнью, которую каждый день встречаешь на улице. И не считаешь, что литература должна учить наиболее
скучнымморализаторским способом. Учит она очень по-разному. В рассказе может не повторяться двадцать раз "Берегите природу", но после прочтения чувствуешь, что такую красоту губить нельзя.Настоящая жизненность и заключается в достоверности характеров и развития ситуаций, а также в соответствии внутренней логике произведения. Другие критерии "жизненности" уже относятся к личным предпочтениям - кто-то чернуху не любит ибо в его картину мира оно не вписывается никоим боком, а кто-то по той же причине не любит фэнтези.
А есть еще неумение считывать аллегории, и это большой недостаток для читателя.
А по сабжу могу сказать вот что - я считаю, что по-настоящему хороший, интересный герой не может быть взят с потолка. Он совсем необязательно будет иметь какой-то конкретный прототип, но его образ рождается из окружающих автора людей. Примитивнейший пример, но если автор выводит персонажа, страдающего астмой, он может тупо задать вопрос на обоснуе, получить нужную информацию и создать образ на ее основе, но образ будет куда живее, если в нем отразятся какие-то мелочи, подсмотренные у астматиков - бережно-небрежное отношение к ингалятору, поведение во время приступов и так далее. То же самое с характерами - они откуда-то берутся.
Конечно, идеальный автор должен сочетать в себе обе эти ипостаси, но это ж редкость, которая чаще всего уходит в классику (хотя в классику и не только шедевры пробились).
В последние пару лет, задаваясь скорее вопросом не то, что важнее для меня, а как это совместить, я нашла лазейку: классика литературы другой страны (особенно востока, мне. например, Япония в душу запала) , где уникальность сюжета обуславливается тем. что автор принадлежит к радикально иной культуре ( и, соответственно, его мировозрение окрашивает и героев, и повествование в совершенно непривычные нам тона), а уровень повествования более, чем достойный.
Фишка в том, что оставшееся бывает разным. И не всегда укладывается в четкое "Прочел - захотел стать лучше." То, что у тебя от книги чувство прекрасного развивается, ты можешь сам и не знаметить. Или книга на тебя действует как хороший антидепрессант - вроде бы ты не захотел стать лучше, но тебе стало лучше, и ты уже не наорешь на соседа или не будешь сидеть и бурчать.
Autumn dream
Ты разводишь творца и автора - того, кто сотворяет нечто новое, и того, кто умеет описывать и представлять определённый мир читателю.
Сорри, не понял. Любой творец творит, опираясь на свой жизненный опыт, прочитанные книги, архетипы, и так далее. Иначе можно получить изобретение велосипеда. С другой стороны, если автор вообще не сказал ничего нового, это что получается? Даже если он взял известный сюжет, но и сюжет можно повернуть по-разному, и героев в нем изменить, да мало ли что можно. Честно, мне трудно представить себе книгу, в которой вообще нет ничего нового.
Творец - это человек с уникально переробатвающей машиной в голове, которая проводит эдакую химическую обработку информации и выдаёт рецепт совершенно нового блюда, по вкусу ни на что не похожее. ( я кажись переборщила с метаформами, сорри). Писатель фактически мыслями вышивает образы, сюжет - так и создаётся композиция рисунка. десять авторов возьмут одинаковой набор ниток и каждый вышьет свой узор. Но 9 из них вышьют нечто, похожее на то, что вышивали их бабушки. Используют именно те сочетания цветов, ту композицию, и главных их цветок будет ромашкой.... а десятый вышьет такое, что Василиса Премудрая отрежет косу и уйдёт в монахини.
Неловко приводить самый банальный пример. но Пушкин стал поворотным автором (творцом!) для нас именно потому что из набора ниток, которыми вышивал в те времена каждый второй франт, он наткал таких узоров... что бедная няня с горя - не одну кружку))
А автор - это человек скорее компилирующий свой опыт, вольно воспроизводящий его. Авторство без творчества - это игра в пятнашки, собирание паззла. Пример? самый показательный пример - журналистика (новостная хроника): не придумывают сюжет , не придумывают даже как подать его, ибо есть строгая структура. Они компилируют информацию и опыт, навыки.
Но это два полюса. Подавляющее большинство авторов всё-таки бродят где-то между ними. Вопрос лишь в соотношении.
А на счёт "если автор ничего нового не сказал" - ты имеешь ввиду только сюжет? Героев? А как же стиль? Стиль - это тоже новое. Только оно даёт тебе не новый образ для размышлений, а новый способ выразить тебе свои мысли - потому что онстановится частью твоего опыта.
Если же книга не даёт вообще ничего нового для тебя.... Моё личное мнение - это потеря времени. Но это именно потому. что в моём представлении книга. как и любое другое занятие , нужна для того, чтобы привносить в твою жизнь что-то новое, делать интереснее для тебя жизнь.... да и тебя самого ( в собственных глазах).
Но всё это относится к конкретной книжке и конкретному человеку. Ведь главное, не то, что нового сказал автор вообще, а что нового ты от него узнал. Ты никогда не замечал, что читая один учебник , находя в другом аналогичную информацию , часто ко второму чувствуешь разве что не снисхождение: "это всё мы уже знаем". И другому порекомендуешь первый учебник (при прочих равных, конечно). И будешь уверен, что он намного информативнее даже если вся информация более или менее равноценна.
Autumn dream - Ты никогда не замечал, что читая один учебник , находя в другом аналогичную информацию , часто ко второму чувствуешь разве что не снисхождение: "это всё мы уже знаем". И другому порекомендуешь первый учебник (при прочих равных, конечно). И будешь уверен, что он намного информативнее даже если вся информация более или менее равноценна.
Гы. А у меня абсолютно другой подход к рекоммендациям учебников. Я всегда советую тот, который доходчивее написан, а такие вещи замечаешь даже по прочтении десятков учебников.
Я как раз и имею в виду все. Смысл писать книгу, если в ней вообще нет ничего нового. Это уже плагиат получается.
Я вообще как-то очень спокойно отношусь к "свежим идеям". Главное, чтобы хорошо.
Огненный Тигр точно. Хотя один плюс мне всё-таки видится в той современной популярной литературе, что бездарно перелагает старые шедевры: она входит в моду и хоть таким путём доносит до тех, кому претит слово "классика", ценный опыт .
Указать в любом случае могут, хоть с Сатурна сюжет бери. Я о том, что хоть что-то читателю сказать надо ))
Сказать принципиально новое в художественном произведении... не знаю. Это надо быть очень крутым мыслителем. А пытаться просто так ляпнуть хоть что-то новое только затем, что надо быть оригинальным - это уже пошлость.