тварь, воспитанная книгами
(На полях дискуссий о том, мёртв ли автор, на что имеет право читатель итд).
У меня такое ощущение, что в этих спорах зачастую смешиваются два понятия. Первое - это фактология текста. В ней автор царь и бог по определению, он знает, кто у него куда когда поехал, почему его там встретили так, а не иначе, что герой думал и что чувствовал. Если автор пишет, что герой Икс вступил в некую организацию по идеологическим соображениям, причём это говорится автором или достоверным источником изнутри текста, значит, так оно и было. И говорить, что Икс это сделал ради руководительницы организации - прекрасной Альфы или банально ради денег, означает говорить не про авторский текст, а про АУшный фанфик.
Понятно, почему идеи "автор сам не знает, что написал" или "автор был не прав, мне лучше знать" вызывает у писателей закономерное ВТФ. Именно автор знает, кто у него кого любил и из каких соображений что делать.
А вот моральная оценка поступков героев - это совсем другое дело. Автор может считать описываемую организацию героями, борющимися за правое дело, а читатель - смотреть на Икса, Альфу и прочих как на чокнутых фанатиков. (А вот приписать им алчность, если в тексте чётко показано бескорыстие всех участников дела, это уже чтение своими проекциями.) Или, к примеру, герой нарушает данное врагу слово. Автор считает, что он прав, потому что у нас тут вообще-то война, не до панских вытребенек с благородной честностью. Читатель имеет право считать, что данное слово (не вырванное под пыткой или шантажом, а именно добровольно данное) свято, и герой поступил подло. И вот тут автор и читатель действительно в определённом смысле равны, потому что тот факт, что человек написал книгу, не делает его знатоком высших истин и моральных ориентиров. Читатель имеет право любить одних героев и не любить других, и авторское мнение тут ему тоже не указ. (Опять же, речь не о нарушении фактологии и отбеливании тёмных героев, а о том, что герой нравится вот таким, какой он есть). Когда читателю кажется, что на этот его свободный выбор посягают, звучит закономерное уже читательское ВТФ. Потому что получается, что читать и обдумывать произведение вообще не надо, нужно зазубрить, кто там хороший, кто плохой, кто луч света, кто луч темноты.
В итоге и получается замечательная почва для холивара - с одной стороны автор, которому не нравится идея, что каждый мимокрокодил имеет право заявить, что "на самом деле" было в его произведении, мол, написал и свободен, мы тебя ещё и грязью сверху польём, что недодал, с другой стороны читатель, которому очень не хочется сидеть как школьник перед Марьиванной и узнавать, что он обязан думать и чувствовать по поводу героев. А это просто разные вещи.
У меня такое ощущение, что в этих спорах зачастую смешиваются два понятия. Первое - это фактология текста. В ней автор царь и бог по определению, он знает, кто у него куда когда поехал, почему его там встретили так, а не иначе, что герой думал и что чувствовал. Если автор пишет, что герой Икс вступил в некую организацию по идеологическим соображениям, причём это говорится автором или достоверным источником изнутри текста, значит, так оно и было. И говорить, что Икс это сделал ради руководительницы организации - прекрасной Альфы или банально ради денег, означает говорить не про авторский текст, а про АУшный фанфик.
Понятно, почему идеи "автор сам не знает, что написал" или "автор был не прав, мне лучше знать" вызывает у писателей закономерное ВТФ. Именно автор знает, кто у него кого любил и из каких соображений что делать.
А вот моральная оценка поступков героев - это совсем другое дело. Автор может считать описываемую организацию героями, борющимися за правое дело, а читатель - смотреть на Икса, Альфу и прочих как на чокнутых фанатиков. (А вот приписать им алчность, если в тексте чётко показано бескорыстие всех участников дела, это уже чтение своими проекциями.) Или, к примеру, герой нарушает данное врагу слово. Автор считает, что он прав, потому что у нас тут вообще-то война, не до панских вытребенек с благородной честностью. Читатель имеет право считать, что данное слово (не вырванное под пыткой или шантажом, а именно добровольно данное) свято, и герой поступил подло. И вот тут автор и читатель действительно в определённом смысле равны, потому что тот факт, что человек написал книгу, не делает его знатоком высших истин и моральных ориентиров. Читатель имеет право любить одних героев и не любить других, и авторское мнение тут ему тоже не указ. (Опять же, речь не о нарушении фактологии и отбеливании тёмных героев, а о том, что герой нравится вот таким, какой он есть). Когда читателю кажется, что на этот его свободный выбор посягают, звучит закономерное уже читательское ВТФ. Потому что получается, что читать и обдумывать произведение вообще не надо, нужно зазубрить, кто там хороший, кто плохой, кто луч света, кто луч темноты.
В итоге и получается замечательная почва для холивара - с одной стороны автор, которому не нравится идея, что каждый мимокрокодил имеет право заявить, что "на самом деле" было в его произведении, мол, написал и свободен, мы тебя ещё и грязью сверху польём, что недодал, с другой стороны читатель, которому очень не хочется сидеть как школьник перед Марьиванной и узнавать, что он обязан думать и чувствовать по поводу героев. А это просто разные вещи.
А уж я-то как люблю
Вот только, говорю по собственному опыту, что-то достойное публикации у меня получилось написать лишь тогда, когда в меня этот самый курс мировой классики затолкали на филфаке. Местами ногой
И оценить это заталкивание я смогла тогда, когда уровень тех самых фантастики и фэнтези вокруг меня катастрофически снизился, практически до уровня городской канализации. Когда ее начали массово писать все те, над кем жизнь не произвела данного целительного действия - и я поняла, что ЭТО мне читать даже еще скучнее, чем особо занудную классику. То есть не то чтобы сейчас совсем нет качественной натворени, но ее приходится усиленно вылавливать, как жемчужину в навозной куче, и далеко не всегда тупо есть силы на это. В то время как в 90е сама принадлежность к жанру гарантировала мне процентов на 90, что уж скучно точно не будет. Достаточно было дождаться стипендии и обнести книжный лоток
А вот оскорблять собеседника обязательно, да?
затолкали на филфаке. Местами ногой
Не для всех "принудительное расширение" чего бы то ни было и благодарность за него - норма.
/тот самый гость
такой же самоуверенной зверяточкой
Если вначале сказать нечто оскорбительное о себе, а потом добавить, что собеседник такой же - это, внезапно, всё-таки оскорбление.
учить меня жить
Да упаси боже
Впрочем, если для удовольствия, то что читать или не читать - это дело самого человека, а если для результата - писательства ли, или научных изысканий - то лихо перескочить всё накопленное человечеством не получится.
...и читать книги тех авторов, с которыми более или менее согласны.
выкинуть артуриану, потому что ей в том числе вдохновлялись нацисты, выкинуть Толкиена, потому что там мало женских персонажей, но, ИМХО, это называется обкрадывать себя.
Обкрадывать себя, лишая возможности испытать негативные эмоции из-за книг? Какая трагедия.
Книги для человека. Не человек для книг.
Кодзю Тацуки, Вот только, говорю по собственному опыту, что-то достойное публикации у меня получилось написать лишь тогда, когда в меня этот самый курс мировой классики затолкали на филфаке.
Плохая новость: я учусь не на филфаке, и литературы в моей учебной программе нет.
Хорошая новость: я учусь на программиста, и самое близкое к публикации книги, что мне грозит — компьютерная игра с сюжетом. И то, скорее всего, сюжет напишут без меня.
Гость, всё в порядке, я не обиделась.
Просто, кажется, не все понимают, что любовь к литературе — одно, а цель написать и опубликовать собственную книгу — другое. Я вот ещё аниме люблю, но я же не собираюсь его сама снимать!
>Просто, кажется, не все понимают, что любовь к литературе — одно, а цель написать и опубликовать собственную книгу — другое.
Фереште, тогда и вам стоит всё-таки определиться. Я тут писала, гхм, простынку, она убежала на предыдущую страницу, но резюмирую вкратце: если речь идёт о чтении для удовольствия, то каждый, конечно, волен в выборе литературы этим самым удовольствием и руководствоваться. Но если речь идёт о писательстве, то таки да, если кто-то игнорирует классику вообще и в принципе (или кому-то не случилось её читать по объективным причинам отсутствия, например, доступа к школе), то скорее всего у кого-то нет ни образования, ни словаря, ни вообще хоть какой-нибудь базы для того, чтобы писать не фигню. Не обязательно - но скорее всего.
Всё подряд оттуда переписывать по второму разу не буду, просто спрошу вас как программиста, много ли кода и хорошего ли напишет тот, кто игнорирует учебники и готовые библиотеки, рассчитывая написать вконтакт (или там - гугл) с нуля, потому что зачем вообще эти морально устаревшие решения, он-то сам-с-усам? И что про такой энтузиазм скажут те, кто занимается программированием всерьез? Или даже - те, кто не имеет специальных знаний, но вынужден сталкиваться с плодами труда и энтузиазма таких вот деятелей?
Ну а если ярлычок "классика" не отпугивает сам по себе, то из всех накопленных сокровищ, конечно, можно выбрать те, что по вкусу - и они будут хорошими. Более того, если речь идёт именно о наработке писательского мастерства, то и учатся обычно на том, что написано на интересующую тему, поднимает проблему, которая важна, написано стилем, который привлекает и увлекает.