тварь, воспитанная книгами
(На полях дискуссий о том, мёртв ли автор, на что имеет право читатель итд).
У меня такое ощущение, что в этих спорах зачастую смешиваются два понятия. Первое - это фактология текста. В ней автор царь и бог по определению, он знает, кто у него куда когда поехал, почему его там встретили так, а не иначе, что герой думал и что чувствовал. Если автор пишет, что герой Икс вступил в некую организацию по идеологическим соображениям, причём это говорится автором или достоверным источником изнутри текста, значит, так оно и было. И говорить, что Икс это сделал ради руководительницы организации - прекрасной Альфы или банально ради денег, означает говорить не про авторский текст, а про АУшный фанфик.
Понятно, почему идеи "автор сам не знает, что написал" или "автор был не прав, мне лучше знать" вызывает у писателей закономерное ВТФ. Именно автор знает, кто у него кого любил и из каких соображений что делать.
А вот моральная оценка поступков героев - это совсем другое дело. Автор может считать описываемую организацию героями, борющимися за правое дело, а читатель - смотреть на Икса, Альфу и прочих как на чокнутых фанатиков. (А вот приписать им алчность, если в тексте чётко показано бескорыстие всех участников дела, это уже чтение своими проекциями.) Или, к примеру, герой нарушает данное врагу слово. Автор считает, что он прав, потому что у нас тут вообще-то война, не до панских вытребенек с благородной честностью. Читатель имеет право считать, что данное слово (не вырванное под пыткой или шантажом, а именно добровольно данное) свято, и герой поступил подло. И вот тут автор и читатель действительно в определённом смысле равны, потому что тот факт, что человек написал книгу, не делает его знатоком высших истин и моральных ориентиров. Читатель имеет право любить одних героев и не любить других, и авторское мнение тут ему тоже не указ. (Опять же, речь не о нарушении фактологии и отбеливании тёмных героев, а о том, что герой нравится вот таким, какой он есть). Когда читателю кажется, что на этот его свободный выбор посягают, звучит закономерное уже читательское ВТФ. Потому что получается, что читать и обдумывать произведение вообще не надо, нужно зазубрить, кто там хороший, кто плохой, кто луч света, кто луч темноты.
В итоге и получается замечательная почва для холивара - с одной стороны автор, которому не нравится идея, что каждый мимокрокодил имеет право заявить, что "на самом деле" было в его произведении, мол, написал и свободен, мы тебя ещё и грязью сверху польём, что недодал, с другой стороны читатель, которому очень не хочется сидеть как школьник перед Марьиванной и узнавать, что он обязан думать и чувствовать по поводу героев. А это просто разные вещи.
У меня такое ощущение, что в этих спорах зачастую смешиваются два понятия. Первое - это фактология текста. В ней автор царь и бог по определению, он знает, кто у него куда когда поехал, почему его там встретили так, а не иначе, что герой думал и что чувствовал. Если автор пишет, что герой Икс вступил в некую организацию по идеологическим соображениям, причём это говорится автором или достоверным источником изнутри текста, значит, так оно и было. И говорить, что Икс это сделал ради руководительницы организации - прекрасной Альфы или банально ради денег, означает говорить не про авторский текст, а про АУшный фанфик.
Понятно, почему идеи "автор сам не знает, что написал" или "автор был не прав, мне лучше знать" вызывает у писателей закономерное ВТФ. Именно автор знает, кто у него кого любил и из каких соображений что делать.
А вот моральная оценка поступков героев - это совсем другое дело. Автор может считать описываемую организацию героями, борющимися за правое дело, а читатель - смотреть на Икса, Альфу и прочих как на чокнутых фанатиков. (А вот приписать им алчность, если в тексте чётко показано бескорыстие всех участников дела, это уже чтение своими проекциями.) Или, к примеру, герой нарушает данное врагу слово. Автор считает, что он прав, потому что у нас тут вообще-то война, не до панских вытребенек с благородной честностью. Читатель имеет право считать, что данное слово (не вырванное под пыткой или шантажом, а именно добровольно данное) свято, и герой поступил подло. И вот тут автор и читатель действительно в определённом смысле равны, потому что тот факт, что человек написал книгу, не делает его знатоком высших истин и моральных ориентиров. Читатель имеет право любить одних героев и не любить других, и авторское мнение тут ему тоже не указ. (Опять же, речь не о нарушении фактологии и отбеливании тёмных героев, а о том, что герой нравится вот таким, какой он есть). Когда читателю кажется, что на этот его свободный выбор посягают, звучит закономерное уже читательское ВТФ. Потому что получается, что читать и обдумывать произведение вообще не надо, нужно зазубрить, кто там хороший, кто плохой, кто луч света, кто луч темноты.
В итоге и получается замечательная почва для холивара - с одной стороны автор, которому не нравится идея, что каждый мимокрокодил имеет право заявить, что "на самом деле" было в его произведении, мол, написал и свободен, мы тебя ещё и грязью сверху польём, что недодал, с другой стороны читатель, которому очень не хочется сидеть как школьник перед Марьиванной и узнавать, что он обязан думать и чувствовать по поводу героев. А это просто разные вещи.
Ох, цирк-то я и не учла! Моя оплошность. )
Но как же цель заклеймить пороки?! Неужели и она канет?
Вслед за корректурой.))Жанр плутовского романа - как минимум. Из-за засилия интернет-троллей отличать иронию от искренности стало сложно.
Мэлис Крэш, но излишний пиетет тоже вреден. Любая крайность вредна; но лучше то, что вы назвали пиететом, чем необразованный нигилизм.
Не спорю. Тех, на ком учились, нужно стараться неизбежно превзойти, иначе как вечно
достигатьстремиться к совершенству.Сейчас, с учетом большинства творений на СИ и фанфикнетах, не исключая и немалой части публикуемого, в это легко поверить
Духовно и нравственно возвышать они не могут, потому что они устаревшие именно в этом плане.
Приобщиться к классическому языку — отчасти имеет смысл, но только для последних двух веков, не глубже. Всё-таки и язык со временем меняется, и реалии, оным языком описываемые.
Эти произведения качественные, потому что некачественные были забыты уже через 10-20 лет после публикации и не дошли до наших дней? Но всё равно это не единственные качественные произведения в мире: спасибо всеобщей грамотности, книжек сейчас пишут много, и пусть хороших среди них — одна на тысячу, тысяч много и хороших книжек тоже много.
А серьёзно, зачем читать морально и нравственно устаревшие произведения, если они не доставляют удовольствия?
Духовно и нравственно возвышать они не могут, потому что они устаревшие именно в этом плане.
Действительно, ну ее, эту классику замшелую, на помойку. Туда же и эпос, и античность. Какая-то там история менталитета человечества. Вот современные романы, с правильной расстановкой акцентов, чтобы и SJW, и бодипозитив, и... ну и главное в литературе - это удовольствие, конечно. Но если углубиться в века, то удовольствие можно и не распознать, там же, чтобы реалии понимать, историю мало-мальски знать надо, историю культуры, этнографию - вот же возня и тягость. Не, только современная позитивная прослойка на самокатах и с кофе из старбакса. А если фэнтези - то только такое, понятное, чтоб без каких-то отсылок к замшелым эпосам...
Зачем люди, не способные выделить и назвать достоинства классической литературы, говорят о её ценности? Как можно говорить, что нечто ценно, не называя самой ценности?
Вот вы огорчились, сейчас вроде надо оправдываться за удовольствие от прочитанной классики и клясться, что на пьедестал не посягал даже ложноножкой)))) А там придется, извиняясь, пояснять и обьяснять, зачем история с культурологией, этнография, литературоведение... Опять будет много слов и приосанивание над здравомыслящим собесдником, опять огорчения.
Нет, сейчас надо подумать и ответить «зачем читать классику, если она не нравится». Если нравится — то всё понятно, я вот Пушкина читала, потому что у него стихи красивые и местами смешные, никто меня не заставлял, что характерно.
Но если не нравится, то зачем превозмогать? Любой подвиг воли должен иметь очевидный результат. Ну там, солдаты героически сражались и отбили родной город. Или захватили чужой, тоже хорошо.
А пока что получается, увы, что главная польза чтения классики — возможность притворяться умным перед собеседниками в интернете.
1) Классика — лучшие книги каждой эпохи. Потому что худшие до нас не дошли. Открывая классику, мы можем быть уверены, что ниже какой-то планки качества эта книга не опустится.
2) Классика широко известна (хотя бы потому, что её массово заставляют читать в школах), и знать классику означает понимать многие крылатые фразы и мемы. Хотя их часто и из контекста можно понять.
3) Чтение старых книг помогает понять, как жили и как думали люди в те времена. Это может помочь понять, например, некоторые исторические процессы.
4) Теоретически на уроках литературы в школе должны рассказывать — внезапно — про развитие литературы. Романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм и чем они друг от друга отличаются. Увы, мне об этом рассказывала не школа, а интернет. Как и многим, полагаю.
И вот тут я хочу вернуться к своей собственной позиции. А именно: мир не закончился с изданием последней книги, изучаемой на уроках литературы или входящей в любой другой список «классики». Мир не закончился. Развитие литературы не закончилось. То, что современная литература отличается от несовременной, не всегда означает, что она плохая. Возможно, она просто другая. Новые жанры, новые изобразительные средства, новые ответы на старые вопросы и первые ответы на новые вопросы.
Знать историю полезно (хотя бы в общих чертах), но история не лучше других областей знания. История не лучше программирования, хотя программистов не было в 17 веке, а историки уже были. Изучать современный мир и делать его лучше — важно. Интересоваться тем, что происходит здесь и сейчас, больше, чем прошлым — нормально и не стыдно.
Мы живём в благословенное время всеобщей грамотности, когда книг просто в тысячи раз больше, чем было пару веков назад. Что из написанного сегодня будет классикой — будет известно в следующем веке. Но, может быть, те, кто предпочитает современную литературу старой, читают «классику 21 века» уже сейчас?
Другое дело, что классиков не надо обожествлять, не надо представлять их этакими пророками истинной морали и нравственности. Это были люди своего времени, если в чём-то они могли его обогнать, в другом - быть носителями ошибочных стереотипов эпохи. Осмыслять классику можно и нужно, полемизировать с ней можно и нужно. Если вспоминать тот же скандал вокруг Бунина, то нет, убирать его из программы не нужно, а вот сочинение "Психзащиты у жертв изнасилования на примерах героинь Бунина" вполне допустимо и нормально. С "Лолитой" всё ещё веселее - думаю, Набоков был бы счастлив, если бы по ней писали вот что-то такое, с оттенком криминалистики, а не рассуждали про высокие отношения, великую любовь Гумберта и девицу, которая не оценила.
Ну, встряну, пожалуй, и я. Классика, как мне это представляется, потому и классика, что НЕ устаревает. Её переводят на разные языки, в том числе с "тогдашнего" - на современный, а характеры и проблемы остаются вечными.
Это не значит, что классика априори лучше современных книг - для живших двести лет назад современником был Пушкин, для живших две тысячи восемьсот лет назад современником был Гомер. И наши современники - кто-то из них - наверняка пишут что-то, что потом станет классикой, как написал например своё многокнижие Толкин.
Зачем её читать? Нууу, а зачем вообще читать? Нет, если для удовольствия, то вопрос не стоит - кто-то читает, кто-то кино смотрит, кто-то на велике катается или марки собирает, это дело исключительно личных пристрастий, и говорить "как правильно" тут бессмысленно. А вот если с точки зрения пользы, то текст, причём, как правило, именно художественный текст, позволяет показать мысли и чувства человека изнутри, не только мимикой-жестами-поступками, и поэтому чтение художественной литературы во многом формирует то, что называется "эмоциональный интеллект". И вот именно поэтому читать хорошо бы хорошие книги - ещё во времена оны посмеивались над девушками, которые изучали мир по любовным романчикам своей эпохи, например.
Поэтому я считаю, читать хорошие книги - полезно; читать в частности классику - полезно, но при этом необязательно читать её всю. Нет, понятно, что чем больше - тем лучше, так же как несомненно лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но - объём информации нынче таков, что невозможно (или - очень сложно) знать равно качественно вообще всё. Поэтому - совершенно не обязательно в обычной жизни продираться сквозь статьи на переднем крае физики, достаточно помнить основы школьной программы, чтоб не совать пальцы в розетку, не считать Землю плоской, не рушить мобильные вышки и не лизать качели на морозе (а вот если кому-то интересна именно физика, и он хочет посвятить свою жизнь этой области - тогда, конечно, и изучать эту область нужно подробнее). Совершенно не обязательно отслеживать все открытия в области биологии и генетики, достаточно знать столько, чтобы не бояться (или по крайней мере осознанно формулировать опасения по поводу) ГМО, не верить в телегонию, не жрать фуфломицины и уметь находить и анализировать информацию по прививкам (но если кто-то хочет работать в какой-то из областей биологии, то вот ему нужно будет очень хорошо разбираться и в этой, и в смежных). С чтением в целом и классикой в частности - то же самое. Если юзернейм не гуманитарий - не филолог, не историк, не антрополог, которому, конечно, надо разбираться в том, что и когда люди полагали прекрасным и правильным (кстати, вот эти-то люди по своей эпохе как раз читают не только классику, а всё, что вообще дошло до наших дней) - то ему необязательно рыть настолько глубоко, но полезным в жизни будет иметь за душой некий багаж прочитанных хороших (это важно - именно хороших!) книг, в том числе классики, чтобы не вдохновлять других юзернеймов на стишки вроде незабвенного "люди читают жопой" и не тупить на отношения между людьми как баран на новые ворота - "а чо это они?" При этом, опять же, необязательно угрызать то, что категорически, вот вообще не нравится, но и ограничиваться только своей эпохой - это сознательно сужать поле возможностей: книги другого времени могут быть интересны именно тем, что они - другие, что они могут показать, как ведут себя люди (такие же, как мы, люди - характеры жизненные и одновременно вечные, ага, это я напоминаю, что писала в начале комментария) в другой культуре и других обстоятельствах.
И, да, важно помнить, что герои классических произведений - НЕ идеальны. Как они могли бы быть жизненными, будь идеальными-то? Они могут быть героями и мерзавцами, совершать подвиги и творить дичь, или делать что-то такое, про что и не решишь сразу, подвиг это или дичь - но в том и прелесть возможности посмотреть на это всё, с одной стороны изнутри и в подробностях, с другой - будучи вне радиуса разлёта осколков
Кстати, в этом плане лично мне очень повезло с учительницей литературы. Она не обвешивала нас своими эмоциями, как делают многие, идущие в эту специальность, но требовала жесткого обоснуя своей точки зрения. Получить у нее пять за хорошее рассуждение на тему "За что мне так не нравится Базаров" было элементарно. И это были, замечу, еще советские времена
Соотв., с Марькой я почти всю школьную программу разбирала в таком же ключе (а до того - с кисятами, у которых некоторое время работала во время педпрактики). И да, все время соотносила с реалиями современности (и не только с ними
Другое дело, что в учителя лит-ры, как я многократно наблюдала, всегда шел антиотбор. Не по умению анализировать, а по умению экзальтированно закатывать глаза. Потому что... ну вот я со своим критическим мышлением не дрочила на поэтов серебряного века, так и оказалась в итоге не преподавателем, а редактором и литкритиком. И кто-то другой с аналогичным подходом тоже ушел в написание статей, в научное литведение, в книжные обзоры... Остаются дрочеры. Которые своими восторгами и закатываниями глаз "ну-как-вы-не-понимаете" только отвращают от программы.
В итоге какие только сочинения у нас не писали. Один товарищ написал, что сволочь не только Печорин, но и Максим Максимович, потому что, покрывая похищение Бэлы, он обостряет ситуацию с роднёй этой самой Бэлы, делает из мирных врагов. У меня по "Войне и миру" было убийственно-милитаристское сочинение с эпиграфом "Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет" и мнгожеством цитат про то, что именно война выковывает Людей с большой буквы, а мир всех портит, порождает самок вроде Наташи и пустых болтунов вроде её муженька. При этом единственное замечание, которое она мне сделала, было из-за цитирования в том числе Киплинга, мол, в следующий раз буду оценку занижать, у нас русская литература. Дальше был весёлый разговор на тему, а если у нас русское и только русское, можно ли, к примеру, упоминать древнегреческую литературу? Можно ли упоминать английских поэтов-писателей, если их сам Пушкин поминает?
Никакого закатывания глаз у неё не было, более того, она относилась к литературе с великолепной иронией. К примеру, когда мы начинали разибрать шмелёвское "Лето Господне", она философски заметила: после урока вы в столовую помчитесь табуном. Но, опять же, не мешала восторгаться, если восторг не отменяет работу мозга.
Но вот что удивительно - Марья до сих пор переписывается во ВКонтакте с той, что пришла ей на смену и вела последние два года... а ее одноклассницы вот с этой самой, с кандидатами в президенты. Домой к ней ходили, тортик носили...