тварь, воспитанная книгами
В очередной раз вижу картину: на конкурсах лидирует творение, старательно бьющее по нервам. Подчеркиваю: это не остросоциальная вещь, не вещь пронзительная до боли, это эффектное жонглирование страшными словами. Никакого объяснения происходящему не дается, просто есть жуткая картинка. До тошноты жуткая - если, конечно, это хоть как-то себе представить, а не пробежать глазами.
На мой вкус, популярность такого кровавого месива держится на одном - люди не отличают "вещь зацепила" от "вещь ударила по нервам". Если передернуло, сердце заколотилось - значит, хорошая вещь, сильная. А логично, что передернуло и заколотилось - мало кто может спокойно относиться к старательно описываемому кровавому месиву. Особенно если у человека все в порядке и с воображением, и с чувствами, и с душой. (Зато мне всякий раз интересно - а сам автор то, что он описывает, хоть как-то представляет? Да-да, вот это, кровавое, жуткое и ужасное? Или легкость жонглирования страшными словами именно от того, что ничего за ними не стоит, ни образов, ни боли, ни даже нормального человеческого отвращения? Слова-пустышки...)
Так вот, чтобы ударить по нервам, много ума не надо. Особенно если пишущему от этого ни холодно, ни жарко, у него и кровь кетчупная, и трупы бутафорские, а читатель воспринимает все всерьез. Но когда после подобного опуса перехватывает горло, это не всегда показатель пронзительности текста, который "достал до сердца". Сердцу там болеть на самом деле не за кого. А к горлу подступает тошнота.
Естественно, для автора нет запретных тем. Если надо описать поле битвы, последствия Варфоломеевской ночи или иного погрома, место катастрофы, автор вправе использовать самые страшные слова, какие подсказывает ему его талант и логика происходящего. Но мне очень хочется, чтобы не каждого, кто решается использовать страшные слова, сразу считали храбрецом. Иногда это не от храбрости, а от непонимания, о чем собственно ты пишешь. И чтобы не путали тексты, от которых трудно дышать, с текстами, от которых тошнит.
На мой вкус, популярность такого кровавого месива держится на одном - люди не отличают "вещь зацепила" от "вещь ударила по нервам". Если передернуло, сердце заколотилось - значит, хорошая вещь, сильная. А логично, что передернуло и заколотилось - мало кто может спокойно относиться к старательно описываемому кровавому месиву. Особенно если у человека все в порядке и с воображением, и с чувствами, и с душой. (Зато мне всякий раз интересно - а сам автор то, что он описывает, хоть как-то представляет? Да-да, вот это, кровавое, жуткое и ужасное? Или легкость жонглирования страшными словами именно от того, что ничего за ними не стоит, ни образов, ни боли, ни даже нормального человеческого отвращения? Слова-пустышки...)
Так вот, чтобы ударить по нервам, много ума не надо. Особенно если пишущему от этого ни холодно, ни жарко, у него и кровь кетчупная, и трупы бутафорские, а читатель воспринимает все всерьез. Но когда после подобного опуса перехватывает горло, это не всегда показатель пронзительности текста, который "достал до сердца". Сердцу там болеть на самом деле не за кого. А к горлу подступает тошнота.
Естественно, для автора нет запретных тем. Если надо описать поле битвы, последствия Варфоломеевской ночи или иного погрома, место катастрофы, автор вправе использовать самые страшные слова, какие подсказывает ему его талант и логика происходящего. Но мне очень хочется, чтобы не каждого, кто решается использовать страшные слова, сразу считали храбрецом. Иногда это не от храбрости, а от непонимания, о чем собственно ты пишешь. И чтобы не путали тексты, от которых трудно дышать, с текстами, от которых тошнит.
а по поводу битости жизнью... я почему-то на это нарываясь, с одной стороны, вспоминаю размышления про сломанные кости в "Нопэрапоне" у Олдей. чем больше человек хочет показать страшненькое, тем больше ему не веришь. это ж даже не картон, так, возюкалка фломастерами.
и автору таки 17 лет, это заметно.
а с другой стороны мне очень стремно наблюдать за количеством народа, для которого такая каша круто и нормально... ибо у одного на тыщу с тормозами может оказаться худо...
Но, увы, это не единственный пример. И действительно стремно становится, что для кого-то такое круто и правильно.
Пожалуйста, кто-нибудь, объясните мне, о чём это. Второе я ещё поняла — мол, делайте со мной что хотите, я не сдамся. А первое и третье вообще про что?
Расстреливал и вешал.
Я так себя разрисовал,
Что утром сам опешил.
Александр Иванов, пародист
А выпендреж и жажда трагедии у столь младых пиитов - святое дело. Взять юношеские стихи хотя бы Цветаевой, вроде как признанного гения - тоже голый эпатаж да мрачность. Да, не так кроваво, конечно - но у того же Рембо есть стихи и похлеще. Так что никакой не кошмар, а детский сад во всей красе - классический Аркашка =) "И плодть его содрыгнулыся от боли, и страшные черные птицы обклювали иго со всех сторон..."
Я думаю, немалую роль в высокой оценке публики сыграла ещё и внешность автора - барышня очень хорошенькая, а красотке с плохими стихами гораздо легче получить признание, чем крокодилице с хорошими =)
Миранда Элга, Moire
La Hudra Я понимаю, что Аркашка, но меня несколько удивили, какую оценку ему ставят. Помнится, от восьмилетнего писателя с обклювающими птицами народ разбегался, а тут хвалят.
И повторю еще раз, меня смутили не эти стихи как таковые. Они просто подтолкнули написать. А вот то, что описание кровищи и грязищи оценивается как мощное, реалистичное, сильное, даже если описание хромает на все четыре лапы и не обосновано сюжетом, меня действительно злит. Но сколько раз такое бывало и на конкурсах фанфиков, и на конкурсах ориджей - побеждало жонглирование страшными словами и размазывание кровищи с грязищей по тексту.
Когда я была автором в 17, я все-таки писала нечто более приличное. 17 лет - это уже не вундеркинд, я понимаю, 15, когда всех плющит, вчера был ребенок, завтра уже совсем взрослый... И то плющит не всех .
даже если писать обо всяких ужасах, проще поставить слова правильно, чем неправильно? ..
Хотя если там об этом думают, как о поддержке молодых талантов, то можно только умыть руки.
Несколько лет назад мне попалась чья-то понтовая презентация. Друзья сделали книжку авторше 18 лет. Я немедленно начинаю радоваться, что так бывает, вижу до фига радостных лиц на фото, смотрю, что компания большая, думаю, может, схожу-посмотрю, как это бывает... лезу в текст, вывешенный для примера.
Первые два слова - "пытай меня".
И дальше про секс и неуставные супружеские отношения.
La Hudra Я тоже боюсь. Потому что так изгадить образ Джайны надо было постараться. И если ей же дают продолжать эту линию, значит, развитие пойдет в том же ключе. Обидно до чертиков!
Вот, по-моему, хорошая история будет про то что герой преодолел испытания с честью, а не пытали-били-насиловали и в итоге он сдох, наконец-то. Кэрол Берг, например, пишет на грани. Любит она помучить героев.
Огненный Тигр, да, именно что норма и к ней надо быть готовым. Не жизнь, а бесконечный бой.
со смыслом, со своей философией. И вот, когда такие работы-пустышки-страшилки побеждают,
то многие авторы (не дай бог!) отступают от своего стиля, желая уподобиться кровавому трэшу.