тварь, воспитанная книгами
"Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман" Пушкин
Крылатая фраза, которая кажется мне очень и очень спорной. Сразу оговорюсь: беру ее именно как афоризм, а не как часть произведения.
Для начала, а что представляют собой эти тьмы низких истин? Если они - какая-нибудь пакость, то лакировать ее возвышающим обманом глупо и подло. Потому что пакость под лакировкой прекрасно живет и размножается.
Есть другой вариант, низкие истины - это обыденность. А так ли она страшна? Да, человек не только мыслит о высоком, но и ест, пьет, в туалет ходит и потеет после пробежки. Унижает ли это человека? Естественно, физиология никого не возвышает, но и не унижает. Она просто есть.
Но попытки лакировать все, что не выглядит возвышающим - это цветочки, у которых очень неприятные ягодки. Потому что дают четкую установку: возвышает только обман, истина всегда низкая.
Сначала вектор "в жизни хуже" кажется полезным. Разгоняет облачные замки, срывает розовые очки и заставляет человека посмотреть в лицо жизни. Проблема в том, что на этом он работу не прекращает. Вот тут гадость и тут гадость? Это факт, но в жизни-то всегда хуже. Значит, это не просто гадость, а всеобъемлющая, повсеместная гадость. Здесь что-то хорошее? Чушь, ложь и вымысел! Вы что, забыли, в жизни так не бывает.
У Семеновой есть очень интересный стих-ловушка. Рассказывается, как девушка взяла в дом бездомную собаку, как ее приручала-выхаживала, а потом на девушку нападает разбойник, и она зовет на помощь собаку. Далее два варианта: собака убегает прочь, мол, найду другую хозяйку, шкура дороже, или собака кидается на этого разбойника. И вопрос: "А теперь отвечай, правоверный народ: Сообразнее с жизнью который исход?" И проскальзывает мгновенная реакция: сбежит, конечно же, сбежит. Ведь по жизни... Вторая часть стиха, другая история: собака спасает девушку от медведя, собака тяжело ранена, что выберет девушка: оставить собаку, мол, спас, но ведь не мой, или взять домой и выходить. И тот же вопрос. И та же проклятая реакция: ну собака еще может проявить благородство, но уж человек точно бросит.
Что самое забавное: а ведь не оправдана такая реакция абсолютно ничем. Потому что про девушку ничего не сказано, и нет никаких причин объявлять ее полной сволочью. Потому что вообще-то бросить того, кто тебе жизнь спас, это не самое легкое решение, особенно если ты можешь отплатить добром. И даже если считать девушку жутким практиком, то такая верность, такой защитник - это ценность, стоит стараться-выхаживать. Нет никакого резона моментально выбирать плохой вариант... если бы не "сообразнее с жизнью". Жизнь ведь, не сказка, нечего тут.
Что любопытно, приводит этот дивный вектор ровно туда же, куда и лакировка всего неприглядного - к размножению пакости. Потому что если все равно вокруг одна гадость, то можно и себе пакость позволить. Я же так, по мелочам. И вообще, хороших людей не бывает, а кто хороший, тот просто притворяется лучше других. А я зато чеестный.
И иногда мне кажется, что популярность данного вектора - именно в индульгенции на пакости. Потому что никакого другого толка от него нет.
Крылатая фраза, которая кажется мне очень и очень спорной. Сразу оговорюсь: беру ее именно как афоризм, а не как часть произведения.
Для начала, а что представляют собой эти тьмы низких истин? Если они - какая-нибудь пакость, то лакировать ее возвышающим обманом глупо и подло. Потому что пакость под лакировкой прекрасно живет и размножается.
Есть другой вариант, низкие истины - это обыденность. А так ли она страшна? Да, человек не только мыслит о высоком, но и ест, пьет, в туалет ходит и потеет после пробежки. Унижает ли это человека? Естественно, физиология никого не возвышает, но и не унижает. Она просто есть.
Но попытки лакировать все, что не выглядит возвышающим - это цветочки, у которых очень неприятные ягодки. Потому что дают четкую установку: возвышает только обман, истина всегда низкая.
Сначала вектор "в жизни хуже" кажется полезным. Разгоняет облачные замки, срывает розовые очки и заставляет человека посмотреть в лицо жизни. Проблема в том, что на этом он работу не прекращает. Вот тут гадость и тут гадость? Это факт, но в жизни-то всегда хуже. Значит, это не просто гадость, а всеобъемлющая, повсеместная гадость. Здесь что-то хорошее? Чушь, ложь и вымысел! Вы что, забыли, в жизни так не бывает.
У Семеновой есть очень интересный стих-ловушка. Рассказывается, как девушка взяла в дом бездомную собаку, как ее приручала-выхаживала, а потом на девушку нападает разбойник, и она зовет на помощь собаку. Далее два варианта: собака убегает прочь, мол, найду другую хозяйку, шкура дороже, или собака кидается на этого разбойника. И вопрос: "А теперь отвечай, правоверный народ: Сообразнее с жизнью который исход?" И проскальзывает мгновенная реакция: сбежит, конечно же, сбежит. Ведь по жизни... Вторая часть стиха, другая история: собака спасает девушку от медведя, собака тяжело ранена, что выберет девушка: оставить собаку, мол, спас, но ведь не мой, или взять домой и выходить. И тот же вопрос. И та же проклятая реакция: ну собака еще может проявить благородство, но уж человек точно бросит.
Что самое забавное: а ведь не оправдана такая реакция абсолютно ничем. Потому что про девушку ничего не сказано, и нет никаких причин объявлять ее полной сволочью. Потому что вообще-то бросить того, кто тебе жизнь спас, это не самое легкое решение, особенно если ты можешь отплатить добром. И даже если считать девушку жутким практиком, то такая верность, такой защитник - это ценность, стоит стараться-выхаживать. Нет никакого резона моментально выбирать плохой вариант... если бы не "сообразнее с жизнью". Жизнь ведь, не сказка, нечего тут.
Что любопытно, приводит этот дивный вектор ровно туда же, куда и лакировка всего неприглядного - к размножению пакости. Потому что если все равно вокруг одна гадость, то можно и себе пакость позволить. Я же так, по мелочам. И вообще, хороших людей не бывает, а кто хороший, тот просто притворяется лучше других. А я зато чеестный.
И иногда мне кажется, что популярность данного вектора - именно в индульгенции на пакости. Потому что никакого другого толка от него нет.
Вот написал кто-то фанфик, или нарисовал картинку... в общем сделал что-то фэндомное, любительское, торкнуло его - вот и сделал. Для собственного удовольствия, ну и поделиться с окружающими, какую клевую идею он придумал. Никого не трогал, выложил у себя в блоге, даже нигде не рекламировал. Но ведь очень часто находятся борцы за правду, считающие своим долгом сказать - ах, вот такой-то написал такое-то, это такая гадость! Ну написал и написал, тебе-то какое дело? Даже если не твой жанр, не твой пейринг, пусть на твой взгляд плохо, ну промолчи ты! Мне много чего в нашем фэндоме не нравится, но я не ору об этом везде и тем более в анонимные сообщества не хожу! А любителей рубить правду-малку очень много развелось, причем многие предпочитают это делать анонимно.
Дело даже не столько в критике, сколько в форме. В большинстве случаем все превращается в холивар и ничего хорошего никому не приносит, все оказываются оплеванными.
" - Ну, сражений на нашу дорогу хватит, - сказал Жихарь.
- Вы говорите так, словно это вас не радует, сэр брат. Но разве не прекрасно погибнуть на поле брани во имя высоких и благородных целей?
- Верно, - сказал Жихарь. - Лежишь на траве, черева наружу, и голова, заметь, отсеченная, со стороны на все это любуется... Куда как прекрасно!
- Но мудрецы древности учат, что красота может быть и не наружная, она внутри человека...
- Внутри человека кишки, - мрачно ответил Жихарь и загрустил от бесспорной своей правоты."
Я не переношу, когда биографы начинают обелять или очернять героев своих книг, вместо того, чтобы пытаться найти правду. Я всегда стараюсь найти достоверные факты и не придумывать ничего от себя.
Врать можно и надо, если речь о такой приятной вещи, как правила общения в цивилизованном обществе. "Да, я тебя понимаю", "Нет, ты прекрасно выглядишь", "Забудь, всё пройдёт" - сказать не сложно, а человеку приятно. Добить высказыванием "Сам накосячил, так теперь не хнычь" как-то слишком уж невежливо. То есть это не "низкая" ложь во имя выгоды.
hadzog , всё верно - романтизировать "давай умрём на войне" (с) так приятно, а по сути война - один из самых страшных ужасов, который вообще может произойти. Но слишком уж много прекрасных произведений исусства воспевают героическую гибель под флагами родного королевства, чтобы это не трогало горячих сердец. Которые на практике - увы, увы - косят от армии.
А тут всё просто. Писатель, пишущий биографию, хочет её продать. Значит, она должна быть в достаточной степени "конфеткой", чтобы её читали.
Чтобы кто-то вдохновился примером? Мне всегда казалось, что героев приукрашивают именно за этим.
Постапокалиптический романтик Но слишком уж много прекрасных произведений искусства воспевают героическую гибель под флагами родного королевства, чтобы это не трогало горячих сердец.
На войне всегда нужно "пушечное мясо", потому и воспевают.
Сейчас конфеткой считают биографию, в которой описано, как кумир
какалразводился, бросал любовниц, подставлял друзей и ругался с родителями и детьми.А самое главное: кто сказал, что сие есть правда?
Maxim S. Grom Ну это та же радость, только в профиль. "Все в г..., а я Д'Артаньян". Когда человек считает себя героем только потому, что не украл, а кругом же все воруют.
tes3m Я не переношу, когда биографы начинают обелять или очернять героев своих книг, вместо того, чтобы пытаться найти правду. Я всегда стараюсь найти достоверные факты и не придумывать ничего от себя.
По поводу биографий - полный ППКС. Я тоже не понимаю стремления выставить реально существовавшего человека или ангелом небесным, или подколодным гадом. Это уже не история.
Постапокалиптический романтик Врать можно и надо, если речь о такой приятной вещи, как правила общения в цивилизованном обществе.
А это по большей части и не ложь как таковая. Говоря человеку "здравствуйте", мы не думаем, что желаем ему здоровья, мы выполняем принятый ритуал. Эти фразы, в принципе, такой же ритуал.
Именно ложью они становятся, если совсем уж сильно расходятся с действительностью. Если я думаю, что мой друг сделал большую пакость, а говорю ему "Забей, с кем не бывает?!", тут уже, ИМХО, лицемерие. И не важно, получаю я с этого особую выгоду или нет.
Мэлис Крэш Сейчас конфеткой считают биографию, в которой описано, как кумир какал разводился, бросал любовниц, подставлял друзей и ругался с родителями и детьми.
Увы, это так. И чем грязнее какой-то факт, тем биография "правдивее".
hadzog Чтобы кто-то вдохновился примером? Мне всегда казалось, что героев приукрашивают именно за этим.
Что мне всегда было обидно: в реальной жизни хватает примеров для подражания. Настоящих, интересных, героических. Зачем придумывать фальшивые?
Затем, что того же Наполеона знает подавляющее большинство толпы, как крутую историческую личность, а Вася Пупкин, спасший от пожара ребенка из соседнего подъезда, - он, конечно, молодца, но это же просто Васька Пупкин, и мы его с пеленок знаем, и он вообще без башни - в горящую квартиру лезть?
Ассиди - тут вопрос в том, зачем высказывается критика. Чтобы помочь или чтобы опустить. Разница разительная.
А если таких грязных фактов не найдется, если человек реально был хорошим, то обязательно напишут, как он пил, курил, кололся... или вывернут какой-нибудь факт, или вообще основой книги будут рассказы его врагов. Тенденция, однако.
hadzog Затем, что того же Наполеона знает подавляющее большинство толпы, как крутую историческую личность
Я не говорю, что непридуманные примеры должны быть о парне из соседней квартиры. У тех же самых крутых исторических личностей примеров благородства, отваги, трудолюбия хватает.
Клятый_Вомпэр Я всегда воспринимал это семеновское стихотворение как проверку на вшивость для читателя - какой вариант выберешь, в таком и жить будешь. И вот это - чистая правда.
ППКС. Поэтому Тигр серьезно и задумался, когда на автомате выдал плохой вариант.
Мэлис Крэш Ну да, потому что хороших людей не бывает. Мы умные, мы все знаем, что у каждого человека должна быть большая пакость.
Огненный ТигрЧто мне всегда было обидно: в реальной жизни хватает примеров для подражания. Настоящих, интересных, героических. Зачем придумывать фальшивые? ППКС И с тем согласна, что У тех же самых крутых исторических личностей примеров благородства, отваги, трудолюбия хватает. Тот же Наполеон - как есть, без легенд - очень яркая личность. А если кому-то не нравится, что он честолюбец и нужен герой, жертвующий собой ради высокой цели (а не стремящийся к власти и славе), то есть же Жанна Д`Арк, к примеру.
А мне почему-то вспоминаются конкретные примеры, когда людям стараются приписать заранее какое-нибудь г-но. К примеру,у меня часто возникали споры с коллегами по работе (уточню - девушками) о противоположном поле. Мне упорно не хотели верить, что мой молодой человек (теперь мой муж) не гуляет, не блудит, и вообще является что называется правильным. Ты что, такого быть не может! Да все мужики кааазлы! Ну хорошо, даже если сейчас он такой, то в будущем точно окажется сволочью!
Хотелось помотать головой и побиться ею о стенку. Вот же люди, а... Я же не спорю, что личный опыт кого-то может отличаться от моего, но при этом не навязываю свою точку зрения людям. А мне не раз и не два пытались доказать, что всё, во что я верю - ложь. Доверие, любовь, дружба... да много чего ещё. В итоге я просто прекратила вступать в дискуссии на подобные темы. Меньше нервов.
А по второй части я вообще думаю, что в реальности было бы так: Твой пес? - спрашивает охотник. Не, не мой - растерянно отвечает девушка, говоря абсолютную правду. Тогда сейчас зарежу - говорит охотник. Чего?!! Нет уж, подождите. Я его заберу и выхожу, будет моим - говорит девушка
А я раз за разом задаюсь вопросом, то ли мне так нереально повезло, то ли девушкам этим не повезло. Склоняюсь ко второму, ибо не люблю обобщений и тем более терпеть ненавижу все гендерные "мужики-козлы, а женщины-стервы". Нет ангелов во-плоти, но и заранее думать плохо обо всех - странно.
Клятый_Вомпэр ну так сейчас мода пошла такая...
Потому-то Тигр и задумался. Не люблю позволять моде решать за себя.
Миранда Элга это не проверка на вшивость, это подначка.
И очень точная.
Delen Jace, Постапокалиптический романтик Если человек изначально от противоположного пола ждет пакостей, неудивительно, что ему одни сволочи попадаются. Потому что любое движение встретившегося толкуется против него.
Ну хорошо, даже если сейчас он такой, то в будущем точно окажется сволочью!
И вот это - самое феерическое. Причем работает не только по отношению к противоположному полу. Мою матушку долго пугали, что у тебя сейчас ребенок - отличник, умница, не надо с ремнем стоять, а вот подрастет и начнет пить, курить и далее по тексту. Та же феерическая убежденность: не сволочь? Станет!
Mistrall Что интересно, когда я только наткнулся на эти стихи, если первый стих я понял как идею "собака не бросит" (а вдвоем отбиваться всяко сподручней), то со вторым было примерно так же: собака-то действительно не ее. И девушка об этом честно говорит. Но раз другого хозяина нет, значит, моя, заберу и выхожу.
Розовый мне жутко не идет.
И вот это - самое феерическое. Причем работает не только по отношению к противоположному полу. Мою матушку долго пугали, что у тебя сейчас ребенок - отличник, умница, не надо с ремнем стоять, а вот подрастет и начнет пить, курить и далее по тексту. Та же феерическая убежденность: не сволочь? Станет!
Да уж. Это по-моему ещё жёстче. Как вообще можно матери такое говорить... И ладно бы реально повод был. А складывается ощущение, что просто из любви к искусству. "Сделал гадость - на сердце радость".
Delen Jace Как вообще можно матери такое говорить... И ладно бы реально повод был. А складывается ощущение, что просто из любви к искусству. "Сделал гадость - на сердце радость".
Да вот в том-то и дело, что из любви к искусству. Логикой там и не пахло. Причем мама, человек очень умный, реагировала просто: ну выпьет, ну закурит, и что, конец света будет? Я своему ребенку доверяю, ничего страшного не случится. В итоге ребенок дожил до 24 лет, ни разу не закурив, и не испытывая никакого желания на эту тему.
Я своему ребенку доверяю, ничего страшного не случится. В итоге ребенок дожил до 24 лет, ни разу не закурив, и не испытывая никакого желания на эту тему.
Мудрая мама.
Я, кстати, своему ребенку тоже доверяю.
И правильно.
Синяя тоска бывает