Если я буду выбирать самую любимую книгу Хайнлайна, то у этой есть все шансы занять первое место. Во-первых, это настоящие приключения - с адреналином, с хорошим хайнлайновским юмором, с обаятельными героями. И если главный приз Тигровой любви принадлежит Каролине (с непроизносимой фамилией!), то главный приз за неординарность - Гранду Кауперу, бюрократу и патриоту, прожектеру и идеалисту. Время от времени, "мэра", впрочем, кавычки тут лишние, именно мэра, хочется стукнуть, но он заслужил, что город назвали в его честь. И не только героической гибелью.
Во-вторых, я люблю книги с верой в человека, в его разум и умение остаться человеком. Мне доводилось слышать, что, дескать, "Повелитель мух" - реалистичен, а вот "Туннель в небе" - сладкая сказочка. Так вот, на мой взгляд, хотя противостояние книг очень даже заметно, тем не менее Хайнлайн сделал все, чтобы иной вариант развития событий был возможен. Это не ситуация - там дети ведут себя, как уроды, а у меня - как ангелы. Герои "Туннеля в небе" старше, и не только по возрасту, а и психологически, они специально готовились к отрыву от цивилизации (правда, временному). При этом Хайнлайн их не идеализирует - и поклонники силового решения проблем, и тот, кто начал сразу же охотиться на товарищей по высадке, там есть. Да и то, что Джекки-Жаклин при встрече с главным героем боится выдать, что она - девушка, тоже о чем-то говорит. То, что ребята не одичали и не свихнулись в таких условиях, а потом поставили на место любителей решить все кулаками, потребовало от них и силы воли, и самообладания, и много чего еще.
Кстати, один из самых горьких и в то же время точных моментов для меня - это появление в опустевшем лагере телевизионщиков. Когда сценаристка упорно старается превратить всю жизнь города, все те усилия, которые ребята потратили, чтобы остаться цивилизованными людьми, в дикость с чернухой и порнухой для перчинки.
В-третьих, в этой книге заложен один важный нюанс. Изначальная подготовка ребят, с репликами типа "Самый страшный враг - человек", "Не соглашайтесь на медвежью мировую" (аллюзия на Киплинга "Мировая с медведем", вроде бы учит их быть"каждый за себя". Более того, хотя учитель, конечно, не призывал их убивать друг друга, но тот, кто сразу после высадки начал уничтожать других, действует абсолютно в рамках этой морали. Человек - самый страшный враг, поэтому чем больше я убью, тем целее буду. Да и взятые ими вещи мне пригодятся...
Угу, можно и так. Когда тебе надо только продержаться 5-10 дней, другие тебе не помощники, а враги. Выживать можно в одиночку. Но как только обнаруживается, что теперь им придется жить здесь, другой человек становится ценностью. И нормальные отношения - тоже ценность, потому что тут тебе растить детей, и важно, в каком обществе эти дети окажутся. И вот за показанную разницу между выживанием и жизнью я обожаю эту книгу.